Вячеслав Зубарев: «В Европе лидирует рынок Германии, а Россия занимает второе место»

«ПОСТАВКИ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИЮ НЕ ПРЕКРАТЯТ»

— Вячеслав Викторович, не ожидаете ли вы неприятностей для своего бизнеса из-за событий на Украине? Многие страны уже заявили об экономических санкциях против России, а у вас все поставщики — зарубежные...

— Пока это только разговоры политиков, и мы не чувствуем никакой угрозы с этой стороны. Но общее напряжение ситуации ощущается: и курс акций многих российских компаний недавно рухнул более чем на 20 процентов, и курс рубля упал...

— А прямого отказа от поставок не опасаетесь? Или это будет для зарубежных производителей сравнимо с самоубийством?

— Самоубийства не будет, потому что российский рынок для них не является номером один.

— Даже в Европе?

— В Европе лидирует рынок Германии, а Россия занимает второе место. Но мы же понимаем, что в Европе много стран. Думаю, доля реализации на российском рынке занимает менее 5 процентов у всех производителей автомобилей. Согласитесь, потеря 5 процентов — это не самоубийство. Но я практически уверен, что не прекратят поставки автомобилей в Россию, потому что это не коррелируется с их действиями. Считаю, речь шла не о поставках готовой продукции, а о других мерах, например, о снижении инвестиций в развитие производства в России.

— А непосредственной связи с Украиной у вашего бизнеса нет?

— У нас нет никакой связи с Украиной — не имеем там ни автосалонов, ни поставщиков.

«ЛЮДИ БРОСИЛИСЬ ПОКУПАТЬ МАШИНЫ»

— Что происходит на автомобильном рынке в условиях девальвации рубля? Продажи возросли или, наоборот, упали?

Происходит то, что и должно происходить. У нас уже достаточно экономически грамотное общество, чтобы понимать, что девальвация рубля неизбежно приводит к повышению цен на многие группы товаров. И естественно, в этом случае рынок, как всегда, оживляется. Конечно, это искусственное оживление рынка, которое потом может быть компенсировано застоем и спадом, но на данный момент прирост продаж можно назвать рекордным. У «ТрансТехСервиса», например, прирост в феврале был 30 процентов по сравнению с февралем прошлого года.

Это говорит о том, что люди бросились покупать машины. Я слышал, что и на рынке жилья идет фантастический рост продаж. Люди покупают пока еще по старым ценам, совершенно справедливо ожидая, что в ближайшее время цены подскочат. Многих продавцов радует рост продаж, но мы прекрасно понимаем, что это говорит о нестабильности рынка и в скором времени начнется падение спроса.

— Какой сегмент автомобильного рынка показал наибольший рост?

— В феврале оживился и средний, и даже низший ценовой слой рынка, кроме автомобилей АвтоВАЗа. Особенно активно покупают французские автомобили семейства Logan.

— То есть средний класс покупает автомобили? Или богатые?

— Я бы не стал выделять какие-то слои общества. Автомобили покупают те, кто имел какие-то сбережения. Может быть, кто-то дозанял денег для этого. У каждого свой уровень достатка.

— Премиальный класс автомобилей тоже покупали?

— Премиальный уровень тоже раскупали замечательно, но здесь причина двойная, потому что по премиальным маркам еще и очень выгодные цены были. В частности, по BMW мы предлагали очень выгодные цены и практически все запасы 2013 года распродали. По некоторым моделям мы даже столкнулись с таким давно забытым моментом, как дефицит.

«ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН БУДЕТ НА 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ»

— Автомобили с новыми ценниками к вам уже стали поступать?

— Совсем с новыми ценниками — нет. Пока мы только чувствуем разрыв между ценами 2013 и 2014 года — в этом году цена немножко повыше. Но это только инфляционные изменения, а вот повышения цен, связанных с девальвацией рубля, пока не было.

— Когда ждать скачка цен?

— Производитель принимает решения индивидуально. И он даже может пойти на убытки на какое-то время. Все зависит от ситуации в каждой конкретно компании. Если у них нет больших товарных запасов, они могут сыграть на опережение и уже завтра, условно говоря, повысить цены.

— То есть пока автомобили продаются по старому курсу рубля?

— Пока по старому курсу, потому что были забиты все склады и они были пересчитаны на рубли по старому курсу. Но понятно, что эти запасы небезграничны. Дальше производители могут предпринять повышение цен в два-три шага на 10 - 15 процентов. Но, согласитесь, повышение цены даже на 7 процентов — это ощутимо. Я думаю, что в конечном итоге рост цен на автомобили будет соответствовать изменению курса валют.

— Когда закончатся автомобили по старым ценам?

— Какие-то марки уже закончились. Максимум — это весна. Думаю, повышение цен будет в течение весны, но конкретнее сказать не могу — производитель заранее нам об этом не сообщает.

ТТС ЗАНИМАЕТ 33,6% РЫНКА КАЗАНИ

Какую долю российского и татарстанского автомобильного рынка держит ТТС сегодня? (Алмаз Закиров)

— По нашим оценкам, по Казани у нас 33,6 процента рынка, а если считать без LADA, то 47 процентов. Практически такие же цифры по Татарстану — 32,5 процента и 48 процентов соответственно.

— Бурный всплеск продаж характерен для всего авторынка? Вы отслеживаете продажи у своих конкурентов в республике?

— Безусловно, бурный всплеск наблюдается по рынку в целом. Другое дело, могут отличаться проценты по разным компаниям. Но официальной статистики «Автостата» пока нет.

— Но прошлый год был годом падения продаж?

— Да, в этом нет никаких сомнений. Но при этом автомобильный рынок Татарстана ушел в минус на 1 - 2 процента, а России — на 6 - 7 процентов.

— Как вы считаете, что было причиной снижения продаж автомобилей — кризис, падение спроса или перенасыщенность рынка?

— Думаю, уже установился более-менее реальный спрос. Посткризисный спрос уже «выстрелил» — люди, у которых была возможность купить машину, ее уже купили. Рост количества состоятельных людей не такой большой, если он вообще есть. Мы видим, что падают продажи именно более дешевого сегмента автомобилей. Это говорит о том, что, к сожалению, практически нет притока людей, которые могут позволить себе купить машину.

— Вы с этим связываете провал LADA?

— Да, но там есть несколько причин. В частности, модельный ряд у нее не самый современный. Считаю, LADA пострадала от двух причин: спада спроса на самый низкий ценовой сегмент и от конкуренции со стороны зарубежных производителей в этом сегменте.

Конечно, уровень автомобилизации в России по сравнению с развитыми странами в разы меньше. К примеру, в Германии на каждую тысячу жителей приходится более 500 автомобилей, а в России — менее 300. Нас обычно сравнивают не с США, а с Польшей, и по уровню автомобилизации Россия отстает от нее. Там больше людей могут себе позволить купить просто машину, но меньше людей, которые могут купить дорогой автомобиль. У нас же обратная ситуация. Есть и свои особенности рынка. Например, у нас больше отдают предпочтение большим машинам и внедорожникам, и здесь не последнюю роль играют погода, состояние проселочных дорог, огромные расстояния и менталитет «широкой славянской души».

«По нашим оценкам, по Казани у нас 33,6 процента рынка, а если считать без LADA, то 47 процентов. Практически такие же цифры по Татарстану — 32,5 процента и 48 процентов соответственно»

— Автомобильный рынок в прошлом году просел, но ведь ТТС показал рост продаж?

— Да, мы показали рост 15 процентов.

— За счет чего произошел этот рост?

— Во-первых, в прошлом и позапрошлом годах мы открыли достаточно много новых автосалонов, и они показали отдачу. Во-вторых, рынок регионов нашего присутствия — Татарстан и Башкортостан — меньше пострадал от падения. Наверное, в этом есть и наша заслуга.

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ РЫНКЕ ТТС УСТУПАЕТ ТОЛЬКО ТРЕМ КОМПАНИЯМ

— В каких еще регионах присутствует ТТС?

— Получилось так, что мы присутствуем в пяти регионах Поволжья. Мы стремимся распространяться компактно, что связано с вопросом управляемости компании. Автомобильный бизнес довольно сложный, и его стандартизовать труднее.

— Сколько автомобилей ТТС продал в прошлом году и какую выручку получил?

— Мы продали порядка 58,5 тысячи новых автомобилей и около 5 тысяч подержанных. Выручка составила 50 - 55 миллиардов рублей. Но надо понимать, что автомобильный рынок очень капиталоемкий.

— Долговая нагрузка у вас большая?

— Думаю, по долговой нагрузке мы одно из самых устойчивых предприятий на автомобильном рынке. Ключевой показатель — соотношение долга к EBITDA (объем прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитамред.) — у нас не превышает двух раз, а это считается очень хорошей устойчивостью.

— ТТС в России является номером один среди региональных компаний?

— Мы не только являемся номером один среди региональных компаний, но и занимаем сегодня четвертое место среди федеральных игроков автомобильного рынка. Три первых места занимают московские компании.

— У вас большой разрыв с лидерами по продажам?

— Никто не превысил планку продаж в 100 тысяч автомобилей. Мы отстаем от лидеров процентов на 30 - 40.

«В КАЗАНИ АВТОРЫНОК ВСЕГДА БЫЛ ОСВОЕН ВЫШЕ СРЕДНЕГО»

— Почему московские (федеральные) дилеры не приходят в РТ (BMW, Audi, VW): три основных причины, по вашему мнению? (Марат)

— В Казани присутствуют федеральные сети — «Аларм», РРТ, «Автомир». Многие из них вообще до недавнего времени были сконцентрированы только в Москве, потому что это наиболее выгодно. Только недавно они стали уходить в регионы. И, знаю, многие сталкиваются с управленческой проблемой — на расстоянии управлять бизнесом сложно.

— А конкуренцию с местными игроками рынка можно назвать одной из причин, почему сюда не идут федеральные дилеры?

— Безусловно! Любой бизнесмен просчитывает возможные риски и оценивает степень освоенности рынка. А в Казани рынок всегда был освоен выше среднего, если сравнивать с другими городами-миллионниками.

ТТС имеет 62 автоцентра и 4 автосалона автомобилей с пробегом в 9 городах пяти республик

Как вы оцените нынешнее состояние рынка услуг в сфере малярно-кузовного ремонта и каким видите развитие данного направления автобизнеса? Кто, по вашему мнению, будет наполнять этот рынок: частные, корпоративные клиенты или страховые компании? Как «ТрансТехСервис» обеспечивает своевременность в обеспечении клиентов современными технологиями авторемонта, в том числе кузовного? (Алексей Владиславович Денисов)

— Одно время в Москве малярно-кузовной ремонт был очень выгоден, и в этот бизнес пришло много желающих. Наступил переизбыток предложений, и этот бизнес стал невыгодным. Я считаю, в Казани на сегодняшний день мощностей вполне достаточно. Есть станции, в том числе и ТТС, которые используют наиболее современную технологию и дорогие материалы. Они закрывают нишу качественного и дорогого ремонта. Если взять нишу «гаражного» бизнеса, то, думаю, и здесь предложений хватает. И надо понимать, что бывает сезонная пиковость: в гололед всегда очередь выстраивается.

Что касается технологий и материалов, то у нас, конечно, применяются самые современные, которые обеспечивают высокое качество работы.

ЭКСКЛЮЗИВ ОТ ТТС: ПОДЕРЖАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ С ГАРАНТИЕЙ

Что сегодня больше «кормит» ТТС — продажа или ремонт авто? (Борис В.К.)

— Сегодня показатели сопоставимы, но прослеживается тенденция к снижению доходов от продажи автомобилей. А вообще многое зависит от сезона.

— Что лучше уходит — новые авто или с пробегом? (Ильнур)

— Конечно, в абсолютных цифрах мы продаем больше новых машин, потому что машинами с пробегом начали заниматься позднее. Но по динамике ситуация другая: рост продаж машин с пробегом раза в два больше. Я считаю, популярность машин с пробегом и, соответственно, их продажа будут расти, потому что люди стали понимать, что покупать подержанную технику в цивилизованных местах гораздо надежнее.

У нас пока только четыре автосалона продают подержанные машины, в том числе два в Казани. И мы продаем эти автомобили с гарантией. По сути, это эксклюзивное предложение, мало кто в России предоставляет такие услуги.

«Уровень удовлетворенности клиентов качеством нашего обслуживания — это те вопросы, которые нас волнуют сейчас»

Эти машины мы сами обслуживали, поэтому хорошо знаем всю их «историю болезни». И гарантировано, что эти автомобили будут без «смотанного» счетчика. Почему многие не хотят сдавать нам свои автомобили по тем ценам, которые мы им предлагаем? Да потому что их берут перекупщики, многие из которых делают предпродажную подготовку, включая снижение показателя пробега. И человек покупает совсем не ту машину, о которой думает. Но происходит довольно быстрое взросление рынка: люди уже понимают, что не всегда самый дешевый вариант — это самый выгодный.

ТТС ПРОДАЕТ 24 БРЕНДА В 62 АВТОСАЛОНАХ

— «ТрансТехСервис» открывал новые автосалоны даже тогда, когда рынок проседал. Оправдала ли себя такая агрессивная политика? Какие успехи у сравнительно новых ваших салонов? (Юрий Акулов)

— Я бы не рискнул назвать нашу политику агрессивной... Конечно, мы открыли много новых автосалонов, но, как правило, начало строительства было предпринято несколько лет назад. Большинство из новых автосалонов бизнес-план выполняют. Но впредь мы будем гораздо осторожнее подходить к вопросу ввода новых объектов. Этот вопрос связан с ситуацией на рынке. В то время когда рынок был недоосвоенный, мы вели себя агрессивно, потому что была ниша, ее можно было заполнить. Сейчас формирование рынка практически закончилось, мощностей по продаже и обслуживанию автомобилей хватает. По крайней мере в Казани.

— Сколько автосалонов вы открыли в прошлом году?

— В прошлом году мы открыли 15 автосалонов, сегодня у нас их 62.

— Сколькими брендами вы торгуете?

— Мы продаем 24 бренда.

— Планируете ли вы начать работать с автомобилями Nissan? (Михаил)

— С автомобилями Nissan работать мы пока не планируем, на этот счет нет никаких договоренностей.

НОВАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ КЛИЕНТОВ

— Какие-то новые цели в развитии бизнеса вы ставите?

— Цели, конечно, ставим, но не любой ценой достичь какую-то цифру. Мы видим, что те компании, которые старались любой ценой увеличить продажи, сегодня испытывают трудности. Считаю, во всем нужно выдерживать баланс. Своей стратегической целью мы провозгласили эффективность компании и качество обслуживания. Я понимаю, что эффективность наиболее осязаема в доходности, но мы в это понятие вкладываем более широкий смысл, в том числе клиентоориентированность.

Мы думаем не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, а его будет определять наша репутация. Уровень удовлетворенности клиентов качеством нашего обслуживания — это те вопросы, которые нас волнуют сейчас.

Каким образом реализован инструмент удержания клиента в вашей компании при повторной покупке автомобиля и при переходе с одного бренда на другой, ведь клиент может купить второй автомобиль у конкурента? (Хакимов Артем)

— Во-первых, для постоянных клиентов у нас существуют общие для всех брендов льготы — и при покупке следующей машины, и при ее обслуживании. Но сейчас мы пытаемся создать более современную программу поддержания лояльности клиентов, которую планируем запустить в этом году.

— «Золотые» карты у вас есть?

— «Золотые» карты есть, но мы планируем перейти на накопительные карты. «Золотые» сегодня есть практически у всех компаний, и они уже теряют свою ценность.

«ЦЕННА ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАШИХ НЕДОСТАТКАХ!»

— «Сервисный центр BМW просто не подходит по своим параметрам по обслуживанию. Просим провести опрос среди клиентов о переменах, предлагаемых для должного обслуживания автомобилей стоимостью в десятки миллионов». (Сафин Айдар) «Четвертого февраля 2014 года обратился по телефону в отдел продаж салонов Škoda и Volkswagen. Администраторы салонов запрашивают телефон звонившего и отвечают: «К сожалению, все менеджеры заняты, вам перезвонят». Но никто не перезвонил» (Эрнест)

— Самая важная и самая «больная» тема — это работа с клиентами. Сколько будет существовать наша компания, столько будет продолжаться работа по повышению качества обслуживания: решишь одни проблемы, возникают другие. И будет повышаться уровень требований, что само по себе хорошо, — это как раз и есть мотивация для развития компании.

К сожалению, нас часто подводит неумение сотрудников разъяснить клиенту. А человек сегодня хочет получить четкий ответ на свой вопрос, и это касается всех сфер деятельности. Но мы постоянно над этим работаем. С одной стороны, проводим повышение квалификации, направляем сотрудников на тренинги к дистрибьюторам и производителям. С другой стороны, обеспечиваем постоянную связь с клиентами. У нас действует специальная клиентская служба!

В нашей компании существует целая система проверки качества. Мы делаем обзвон всех клиентов, купивших у нас автомобиль или воспользовавшихся услугами сервисного центра. Их замечания и пожелания тщательно отрабатываются. Также существует телефон горячей линии, номер которого можно увидеть в каждом автосалоне. И мы благодарны за конкретную информацию о наших недостатках.

Кроме того, мы записываем и прослушиваем все телефонные разговоры наших сотрудников с клиентами, и все сотрудники предупреждены об этом. Еще один инструмент мониторинга, которым мы пользуемся, — контрольные закупки, когда сторонний «тайный покупатель» оценивает качество нашего обслуживания. Пытаемся наладить контакт с клиентами через наш сайт и в соцсетях, чтобы собрать критическую информацию о ТТС.

Для нас ценна любая информация о наших недостатках! Мы не только открыты для восприятия этой информации, но и сами пытаемся инициировать взаимодействие. Например, телефонные звонки клиентам. Правда, не всем они нравятся... Я благодарен всем, кто высказал нам критику. И уверяю, что подавляющее большинство нашего коллектива настроено на то, чтобы клиенты от нас уходили довольными. Но наш коллектив — это более 5 тысяч человек, и невозможно поручиться за каждого, что он проявляет клиентоориентированность. Здесь нужна постоянная работа, чем мы и занимаемся.

Что касается салона BMW на Ибрагимова, то это наш самый первый салон в Казани, и он действительно уже не соответствует современным требованиям. В этом году мы откроем новый большой автоцентр BMW, который, как мы надеемся, решит проблему загруженности сервисного центра. Старый салон закроем на некоторое время для реконструкции. В дальнейшем в Казани будут работать два современных автоцентра BMW.

В 2014 ГОДУ ТТС ОТКРОЕТ ЕЩЕ ДВА САЛОНА — PORSCHE И BMW

Какие новые автосалоны (бренды) планируете открывать в Казани? (Михаил)

— В этом году мы откроем два новых салона. Летом планируем открыть салон Porsche на улице Декабристов, а осенью — BMW на пересечении новой дороги в аэропорт и улицы Эсперанто.

— Какой объем инвестиций в новые автосалоны?

— Салон BMW — под 400 миллионов рублей, потому что там земля дорогая, а Porsche — порядка 250 миллионов рублей.

— Разве такой большой спрос на Porsche, что вы решили открыть специальный автосалон?

— В год продается 150 - 200 машин. Это не так уж мало. Мы постарались построить некую пирамиду, чтобы наши клиенты могли постоянно переходить в более высокий класс.

— Строительство автосалонов окупается?

— Сроки окупаемости нельзя назвать блестящими, но в принципе все наши автосалоны должны быть окупаемы. Porsche мы продавали на других площадях, поэтому какую-то сумму он уже заработал.

1 (1).jpg
«Mitsubishi I-MIEV сейчас стоит около миллиона рублей. Пока мало тех, кто хочет их покупать, потому что много неудобств с обслуживанием»

«МЫ УЖЕ ПРОДАЕМ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ»

— Как вы считаете, каковы перспективы электромобилей?

— Многими ведущими автомобильными компаниями ведутся разработки в этом направлении. Но Россия — это одна из последних стран, где электромобили будут иметь массовое явление. Потому что самая большая аргументация в пользу электромобиля — это его экологичность, а у нас, к сожалению, общество пока еще не озадачено проблемой сохранения природы.

— По цене электричество разве не будет дешевле бензина? Это может быть аргументом?

— Даже если будет дешевле, для заправки электромобилей должна быть создана сеть. А при наших-то расстояниях... Какое-то локальное применение, думаю, будет, например, как городской транспорт.

— А вы не планируете торговать электромобилями?

— Все зависит от производителя — если он надумает их продавать в России, мы начнем ими торговать. А вообще мы уже продаем электромобили Mitsubishi, но пока в очень ограниченном количестве.

— Сколько стоит электромобиль?

— Mitsubishi I-MIEV сейчас стоит около миллиона рублей. Пока мало тех, кто хочет их покупать, потому что много неудобств с обслуживанием.

— А когда автомобиль станет полностью на автопилоте?

— В этом направлении наиболее интенсивные работы ведет Google. Наверное, это фантастическое будущее когда-нибудь наступит, но лично я с трудом представляю, как автомобиль будет без водителя. Если на каких-то закрытых маршрутах — без пешеходов, без детей, то нет проблем в ближайшие 10 лет запустить такой автомобиль.

Техника сегодня не может полностью подменить человека. Инженеры стараются создать все более безопасный автомобиль, но полностью «нейтрализовать» водителя не могут: чем безопаснее машина, тем большую скорость позволяют себе водители...

«ПРЕДПОЧИТАЮ ДИНАМИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

— Вы единственные продаете BMW в Татарстане?

— Да, мы единственные в Татарстане и Башкортостане.

— Вы как-то добивались этой эксклюзивности? Ведь другие бренды продают разные компании.

— Это зависит от емкости рынка. Нет смысла делать салонов больше потребности рынка.

— Объясните, пожалуйста, феномен: почему первенство по продажам в премиум-классе держит BMW, а, например, не Mercedes?

— Во-первых, потому, что мы давно стали продвигать эту марку. Во-вторых, автомобиль хорош и по стилю, и по динамике. И он пришелся по душе казанским автолюбителям.

— А какая марка лидирует по России в целом?

«Личных у меня вообще нет, я езжу на служебных. У меня нет необходимости в личных автомобилях, потому что беру покататься демонстрационные»

— Сначала лидировал BMW, сейчас лидирует Mercedes. Конечно, все в основном определяется московским рынком. А по миру сегодня лидирует BMW.

— Кто покупает BMW? Олигархи?

— «Входной билет» на BMW — 800 тысяч рублей, поэтому покупают не только олигархи. Конечно, есть BMW представительного класса — 7-я серия, но это единичные покупки.

— Наших читателей интересует, какой автомобиль предпочитаете вы лично и за какие качества? Об этом спрашивают Ильнур, Марат и Rim.

— Я предпочитаю динамичные автомобили, потому что сам люблю ездить за рулем. Чаще предпочитаю BMW, хотя и на других тоже езжу. Сегодня на интервью приехал на BMW, а вообще мне также нравятся Porsche, Audi, Jaguar, Range Rover.

— А сколько у вас личных машин?

— Личных у меня вообще нет, я езжу на служебных. У меня нет необходимости в личных автомобилях, потому что беру покататься демонстрационные. Я прошел различные водительские тренинги и при первой возможности сам управляю автомобилем.

Окончание следует.