Известный казанский блогер Расул Тавдиряков опубликовал в соцсетях «шариатское положение того, кто не постится без уважительной причины», призывая государство «заключить под стражу» тех, кто не держит уразу, а далее в застенках истязать таковых голодом и жаждой, «чтобы хотя бы таким образом он соблюдал пост». В ответ автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр размышляет о том, как исламские деятели своими кипучими идеями способны вызвать страх у рядовых граждан даже в священный месяц.
Религиозный маркетинг преподносит нам Рамадан как месяц благочестия и прощения грехов
ОТ ЭТОГО ДЕМОНА НЕ ТАК ПРОСТО ОТМАХНУТЬСЯ
Религиозный маркетинг преподносит нам Рамадан как месяц благочестия и прощения грехов. Возможно, оно так и есть, но вместе с тем этот месяц превращается на практике еще и в 30-дневный марафон крайне нездорового объедания на ночь. Экономистами давно посчитано, что в исламских странах в месяц богомольного воздержания у мусульман многократно увеличиваются расходы на еду, а система здравоохранения по его завершении ежегодно фиксируют всплеск обращений к врачам. Однако повальное обжорство — лишь один из демонов постного месяца. Сегодня мы поговорим о его собрате, которого от вас старательно прячут по ту сторону заманчивых витрин традиционной исламской проповеди.
На прошлой неделе этого демона из подземелья исламского богословия выгулял, причем по чистой оплошности, перед глазами изумленной публики блогер Расул Тавдиряков из Казани. На своей странице в одной из соцсетей он опубликовал «шариатское положение того, кто не постится без уважительной причины». Такого человека казанский разглашатель исламских идей, не совсем предназначенных для обнародования, называет нечестивцем и указывает, что государство обязано (sic!) его заключить под стражу, а далее в застенках истязать голодом и жаждой, «чтобы хотя бы таким образом он соблюдал пост».
Естественно, подобные откровения об идеалах мусульманского общественного устройства вызвали бурную дискуссию под постом. И его автор был вынужден спешно подкорректировать свой текст, удалив в нем самую скандальную часть, то есть сделал то, что уже давно практикуют многие его коллеги по религиозному цеху, более искушенные в тонкостях публичного поведения и научившиеся скрывать нелицеприятные стороны средневекового учения, отождествляемого с исламским.
Впрочем, дело не в Тавдирякове, «добром ваххабите», как он сам себя называл на старте своей блогерской карьеры. Дело в том, что подобные взгляды действительно разделяют многие практикующие мусульмане и с радостью реализовали бы их в жизнь, будь у них на то такая возможность. И, увы, от этого демона не так просто отмахнуться.
Профессор ас-Саади учит, что государство должно наказывать людей за отказ исполнять пятикратный намаз
НАИВНЫЕ ПРОСТЕЦЫ ПОЛАГАЮТ, БУДТО КОРЕНЬ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА ТАИТСЯ В БОГОСЛОВСКОЙ НЕГРАМОТНОСТИ
Многие наивные простецы полагают, будто корень исламского радикализма таится в богословской неграмотности, и с подачи чалмоносцев, искусно выбивающих себе обильные бюджеты и щедрые пожертвования, верят: чем больше у нас будет религиозно образованных мусульманских деятелей, тем легче остановить черных драконов прошлого, которых оседлали эмиссары кровавого экстремизма. Это все верно, но только с точностью до наоборот.
На самом же деле кривая роста радикализма прямо увязана с уровнем традиционной богословской осведомленности: чем больше последнего, тем больше и первого. Тот же Тавдиряков, например, учился в аль-Азхаре, самом авторитетном мусульманском учебном заведении мира. Преследовать людей по религиозным основаниям призывают и другие богословски весьма подкованные мусульманские деятели в России. Так, например, профессор ас-Саади, которого пригласили в Болгарскую исламскую академию для просвещения российских мусульман и которого сложно заподозрить в некомпетентности, учит студентов тому, что государство должно наказывать людей за отказ исполнять пятикратный намаз. А в Дагестане, в отечественной умме имеющем репутацию лидера по числу образованных исламских кадров, местный республиканский ДУМ с благословения муфтия и одобрения своего экспертного совета издал книгу Ахмада-хаджи Исаева, где черным по белому написано, что за несоблюдение пятикратной молитвы надо не просто наказывать человека, но убивать. И подобных примеров можно привести множество. И что, всякий раз такого рода утверждения будем списывать на религиозную неграмотность?
УСПЕХ БОРЬБЫ С ИСЛАМСКИМ РАДИКАЛИЗМОМ НАДО ИСКАТЬ НЕ В КОЛИЧЕСТВЕ РЕЛИГИОЗНО ОБРАЗОВАННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
Значит ли это, что все религиозные деятели, следующие в рамках традиционного исламского богословия, сплошь экстремисты? Конечно же, нет. Среди них есть и те, кто стал имамом без консервативного религиозного образования, избежав его негативного глубинного влияния, но при этом умудрен жизненным опытом; и те, кто по тем или иным причинам просто недополучил в медресе той идейной классической базы, которая, в частности, вдохновляет на бесчеловечные «подвиги» адептов ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ» — прим. ред.); и те, кто в своем богословии не идет до конца по идейным рельсам, заложенным средневековыми улемами, а останавливается на полпути, предохраняя себя и паству собственными, осовремененными представлениями об идеале и доброте.
Получается, что те, кто основательно изучал традиционалистское исламское богословие и последовательно рассуждает в рамках его методологии, непременно становятся открытым глашатаем экстремистских идей? Тоже необязательно. В данном отношении бывает по-разному.
В некоторых случаях религиозный деятель, хоть и становится в душе носителем средневековых одиозных взглядов, все же признается в подобных убеждениях лишь узкому кругу доверенных лиц, а публично только по неосторожности, не подумав о последствиях, как это случилось у Тавдирякова.
Еще чаще срабатывает принцип благоразумности. Суть его заключается в том, что мусульманские богословы не делают публичных призывов к насилию, но не потому, что восстали против шариатских положений (этого они не могут сделать априори), а по тактическим соображениям. В рассуждениях таких религиозных деятелей часто звучат слова о том, что наше время еще не пришло, что мы живем не в исламском государстве и так далее. Другими словами, радикализм у них отложен пока на дальнюю полку и может быть активирован лишь после наступления часа икс. Таких теологов в стане образованных большинство. Кстати, тот же Тавдиряков после призыва сажать скоромников в тюрьмы написал у себя на страничке: «Главная причина, удерживающая меня в России, — это стремление сделать слово Аллаха превыше всего на просторах нашей страны». Ну а когда это случится, вы уже знаете, что ждет тех, кто будет отказываться соблюдать пост и пятикратный намаз.
К счастью, среди исламских теологов есть и небольшая когорта деятелей, которые воспринимают мусульманскую традицию не в рамках привычных закостенелых догм, а более глубоко, чутко разделяя в нем исторические наслоения от истинного, вневременного учения ислама, и потому исповедуют не отсрочку радикализма, как в предыдущем случае, но полное его неприятие, усматривая в нем фундаментальное противоречие с идеалами Корана. Правда, таких искателей истины меньшинство, ибо методология развенчивания ошибочности тезисов средневековой теологии, по недоразумению принимаемой за подлинно исламскую, и выработка идейного иммунитета против них слабо разработаны и развиваются лишь усилиями горстки энтузиастов.
Коротко говоря, даже с чисто статистической точки зрения вполне оправданно утверждать, что чем больше мы обучаем нашу молодежь исламской (читай: средневековой) теологии, то тем выше риски общества столкнуться с проблемами исламского радикализма. Ведь даже нераскрытые семена радикальных идей, порожденных еще Средневековьем, рано или поздно непременно дадут свои печальные всходы в той или иной форме. Поэтому успех борьбы с исламским радикализмом надо искать не в количестве религиозно образованных мусульманских деятелей, не в глубине полученных ими традиционалистских знаний (это как раз факторы, действующие в обратном направлении), а в совершенно другой стороне — характере того образования, которое они получают.
БОЮСЬ СПРОСИТЬ: А ЧТО ЖЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ С АТЕИСТАМИ?
Удивительно, что мусульманские активисты разделяют идеи преследования «нечестивцев» по религиозным основаниям в то время, когда сами мусульмане часто страдают от таких же взглядов, но направленных уже против нас. Тот же Тавдиряков не раз выступал в защиту мусульманок, носящих хиджаб, когда те сталкивались с прямой или скрытой дискриминацией, которая, увы, периодически случается в российском обществе.
Казалось бы, блогер ведет правозащитную деятельность, отстаивая в России идеи свободы совести и вероисповедания. Но, как мы теперь понимаем, круг, на который им распространяется принцип религиозных свобод, ограничен лишь его собственными единомышленниками, а тех, кто живет за пределами этого круга, то есть «нечестивцев», нужно сажать в тюрьмы и принуждать к соблюдению норм ислама. И если это не получается сделать сейчас, то хотя бы потом, когда слово Аллаха будет превыше всего остального на просторах нашей страны. Боюсь спросить: а что же нужно делать с атеистами, которые не верят ни в какие потусторонние реалии; язычниками, которые поклоняются природе или пантеону богов; и вероотступниками, которых легко предают исламской анафеме даже по самым несущественным мелочам? Вот бы широкая общественность поразилась, наберись Тавдиряков смелости раскрыть и их «шариатские положения».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.