На уходящей неделе курс рубля на Московской бирже показал многолетние максимумы, хотя его и нельзя считать нормальным и релевантным текущей экономической ситуации, уверен экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. Он перечисляет ограничения, действующие на данном рынке, которые заметно влияют на эти цифры. О том, когда же ждать «нормализации курса» и как нынешняя ситуация влияет на ситуацию в стране, — в материале нашего постоянного автора.
Раньше доллар был главной валютой,
и когда он рос, цены росли.
Теперь Путин сделал рубль главной валютой,
он растет, и цены растут.
— Фольклорное
В РФ до сих пор очень сложно купить наличную валюту. Причина этому двояка
Такой курс, вообще говоря, нельзя считать нормальным
На минувшей неделе курс рубля на Московской бирже показал многолетние уже максимумы, опускаясь в пределе до 57 с копейками за доллар. Удержался он на этом уровне недолго, ушел немного вниз, и сейчас курс доллара к рублю установлен ЦБ на уровне в 58 рублей и 88 копеек, с какими-то дробями. Разница, впрочем, невелика — так и так подобные показатели наблюдались более 4 лет назад, в марте–апреле 2018 года. В любом случае здесь возникает несколько вопросов: хорошо это или плохо, надолго ли это и как из этого можно извлечь пользу?
Для начала надо отметить, что такой курс, вообще говоря, нельзя считать нормальным и релевантным текущей экономической ситуации. Причина этому в разнообразных валютных ограничениях, установленных ЦБ РФ. Да, он их постепенно отпускает, но ключевые из них еще остались и будут оставаться далее, причем срок этого остается неопределенным.
Так, в РФ до сих пор очень сложно купить наличную валюту. Причина этому двояка. Во-первых, в страну по причине санкций перестали поступать физические долларовые и евровые купюры, соответственно, возник банальный дефицит таковых. Во-вторых, имеет место ограничение ЦБ на покупку и снятие со счетов валюты: получить на руки можно либо то, что было на счетах до 9 марта, либо то, что граждане сами принесли в банки после 9 апреля этого года, — и этого, очевидно, немного. Дефицит предсказуемо породил черный рынок обмена — от относительно приличных обменников стандартного формата, вероятно, негласно крышуемых местными полицейскими, и до чатов в Телеграме, где простые предложения «куплю / продам» перемежаются милыми шифровками вроде «возьму заем 80 тыс. рублей, оставлю в залог $1 тысячу». Предложение, кстати, прямо говорит о курсах и о спредах такого обмена: они заметно отличаются от биржевого.
Далее, в стране сейчас назревает катастрофа с импортом — и это заслуживает особого внимания. Я напомню, что Россия является страной, очень серьезно включенной в мировой рынок, индекс этой связанности (отношение торгового оборота к ВВП) составляет для РФ 51%, в то время как для Китая (якобы мировой фабрики) этот показатель — 34%, для еврозоны — около 36%, а для США — 22%. При этом никак нельзя говорить о превалировании потребительского импорта конечных товаров, уже долгое время половина импорта — машины и оборудование, а с сырьем, комплектующими и услугами по обслуживанию этой техники этот показатель приближается к 65%.
Сохраняются заметные ограничения на фондовом и валютном рынке. Все еще висит запрет нерезидентам продавать российские акции, дабы они не обрушили рынок, купив затем валюту и выведя капитал
Здравый смысл подсказывает, что в такой ситуации единственный разумный вариант — исходить из худшего
Проблемой является то, что с недавних пор различные ведомства РФ не предоставляют заметное количество экономической статистики. К примеру, с 8 апреля прекращено предоставление данных о динамике добычи нефтяного сырья помесячно с нарастающим итогом в разрезе добывающих компаний, равно как и о добыче нефтяного сырья по производителям. Закрыта теперь информация о поставках нефтяного сырья на внутренний рынок, об экспорте его же в дальнее зарубежье, нет и данных об экспорте в дальнее и ближнее зарубежье (минуя систему «Транснефти»), а также отгрузке автомобильного бензина с НПЗ и ГПЗ России на внутренний рынок. Проще говоря, теперь вообще нет точной отечественной информации о том, сколько и кому РФ продала нефти, об этом можно судить лишь по косвенным признакам типа сообщений трейдеров и данных статистических ведомств иных стран.
Сделано это, полагаю, для того, чтобы «народ зря не пугать», но эта мера является, на мой взгляд, категорически бессмысленной — если информации нет, то нельзя нормально строить планы ни бизнесу, ни госкорпорациям, ни иным госструктурам. Более того, здравый смысл подсказывает, что в такой ситуации единственный разумный вариант — исходить из худшего. И, похоже, худшее вполне себе назревает.
Здесь помог Центробанк. На этой неделе он опубликовал три показателя за первую треть года, т. е. включая апрель, были предъявлены счет текущих операций, баланс товаров и услуг и баланс первичных и вторичных доходов. Если сравнить эти цифры с тем, что были за I квартал, и дать экспертную оценку роста экспорта в силу роста цен на газ (точных данных, напомню, не подвезли), то можно оценить падение импорта в апреле — и оно составляет ориентировочно 50–60%. Ранее весь этот импорт покупался, очевидно, за валюту и находил себе спрос в стране, сейчас он рухнул, и столько валюты попросту не нужно наполовину отрезанной от мира российской экономике с пустеющими складами этого самого импорта.
Далее, сохраняются заметные ограничения на фондовом и валютном рынке. Все еще висит запрет нерезидентам продавать российские акции, дабы они не обрушили рынок, купив затем валюту и выведя капитал. С выводом капитала тоже есть ограничения: по-прежнему запрещены переводы за границу физическим и юридическим лицам из стран, поддерживающих санкции, и не работающим в России, остаются ограничены переводы со счетов российских брокеров для физических и юридических лиц – нерезидентов из «недружественных стран». Далее, пока еще сохраняется запрет на непокрытые продажи, т. е. на возможность играть на понижение против рубля — впрочем, он будет отменен с 1 июня, был также отменен запрет на покупку валюты «с плечом». С другой стороны, были ослаблены ограничения на вывод капитала для физлиц — с $10 тыс. до $50 тыс. за календарный месяц. ЦБ явно взял курс на ослабление ограничений, но до нормализации ситуации еще очень далеко, и не факт, что она произойдет в обозримом будущем.
«Нормализация курса» пойдет сама собой
Наконец, стоит вспомнить, что сейчас идет ежемесячный период оплаты НДПИ, и экспортеры продают валюту за рубли, чтобы получить их и заплатить налоги. Рынок сейчас, очевидно, тонкий, ликвидности на нем мало, отсюда и такие движения курса, а этот период и ранее зачастую характеризовался локальным укреплением рубля. Процесс этот завершится после 25 мая, и затем рубль должен снизиться к доллару, опять же, здесь должны помочь анонсированные ЦБ ослабления в регуляторной практике.
В целом я полагаю, что это укрепление рубля — явление сугубо временное. Пользы гражданам страны с этого мало: импорт в силу физического его сокращения не дешевеет, в лучшем случае цены (в рублях) возвращаются к тем уровням, что были три месяца назад. Текущая ситуация также неприятна и минфину: бюджет страны был сверстан из расчета среднегодового курса в 72 рубля за доллар, и нынешнее отклонение его почти на 20% сильно бьет правительство по кошельку. Кроме того, военные действия стоят денег, и в апреле бюджет РФ столкнулся с дефицитом, не очень большим, тем более что с начала года сохраняется профицит в 1 трлн рублей, но сигнал это весьма неприятный. Кроме того, по факту выросла зависимость от углеводородных денег: в силу резкой просадки деловой активности в стране упали сборы НДС, просели и пошлины за импорт. Полагаю, в мае ситуация будет такой же, поскольку нет предпосылок для ее изменения.
В дальнейшем, впрочем, «нормализация курса» пойдет сама собой. Санкции надолго, нефть продается со скидкой, сокращение добычи уже пошло (по косвенным признакам об этом можно судить), равно как и постепенный отказ потребителей от российской нефти. Все это приведет к сокращению поступления валюты в страну с соответствующим ростом ее ценности. «Нормализация», впрочем, не зря взята в кавычки: на горизонте полугода вполне вероятно формирование системы, где граждане и компании смогут сдавать валюту недорого или же будут принуждены это сделать во имя сплочения вокруг известно кого. Тем временем особо избранные или приближенные смогут ее так же недорого покупать, а все остальные получат запретительные спреды и/или комиссии, ведь меры такого порядка ЦБ уже принимал.
Пока, впрочем, сохраняется регуляторная возможность купить валюту и вывести ее на зарубежные счета (например, Казахстан и Белоруссия вполне доступны для открытия валютных счетов) либо же обзавестись иными наличными деньгами, не долларами или евро, а британскими фунтами или швейцарскими франками. Мало ли, пригодится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.