На международный экономический форум-2014 в Санкт-Петербурге прибыла внушительная делегация от Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым

ПИТЕРСКИЙ ФОРУМ: ПЯТЬ ВСТРЕЧ В ДЕНЬ, ПЕРЕГОВОРЫ, ИНТЕРВЬЮ

Сегодня в Санкт-Петербурге начал работу международный экономический форум (ПМЭФ), на который съехались около 6,5 тыс. человек, 1,5 тысячи из них — журналисты. Участие в форуме подтвердили главы 146 крупных мировых и 450 ведущих российских компаний, 109 представителей официальных делегаций из 62 государств. В этом году форум проходит под девизом «Укрепление доверия в эпоху преобразований». Ожидается, что завтра на пленарном заседании выступит президент России Владимир Путин.

Мероприятие проходит в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо», который, по сути, представляет собой город в городе со своими кафе, выставочными площадками, переговорными, зонами отдыха и даже фонтанами.

От Татарстана прибыла внушительная делегация, в которую вошли министр промышленности Равиль Зарипов, министр информатизации Роман Шайхутдинов, министр экономики Мидхат Шагиахметов, помощники президента, а также главы ключевых предприятий республики: Наиль Маганов («Татнефть»), Сергей Когогин (КАМАЗ), Роберт Миннегалиев («АК БАРС» Банк) и другие. Завтра на форум прибудет премьер-министр РТ Ильдар Халиков и глава агентства инвестиционного развития Линар Якупов.

«Интерес к форуму всегда бывает, когда на этой площадке собираются люди и обсуждают злободневные вопросы. Поэтому послушать, какие меры предпринимаются, кто как думает, развивается. Это очень интересно», — отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шагиахметов.

Форум в Санкт-Петербурге проводится ежегодно с 1997 года и Татарстан принимает в нем участие как минимум пять лет. В кризисном 2009 году он был похож на «парад выживших», через год настроения на нем царили уже более оптимистические и министр экономики РТ Марат Сафиуллин рассказывал «БИЗНЕС Online» о первых контактах с иностранными компаниями, а президент РТ Рустам Минниханов — о планируемом подписании соглашения с «Лукойлом». В прошлом году делегация от РТ слушала выступление Путина, в котором он объявил экономическую амнистию, а бизнес-омбудсмен Борис Титов призвал бизнес не «кошмарить друг друга».

График у Минниханова и прибывших с ним насыщенный. «Программа плотная, все расписано по минутам с 9 утра и до позднего вечера», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Айрат Хайруллин. Сегодня в планах президента РТ пять бизнес-встреч. «Это и встреча с турками, и встреча с компанией IBM, Pricewaterhouse Coopers — это все те существующие бизнес-партнеры, с которыми мы уже работаем, и потенциальные инвесторы, которые проявляют интерес к территории республики», — рассказал Хайруллин. Кто же эти «потенциальные инвесторы, он называть не стал. «Давайте мы будем об этом говорить, когда уже состоятся переговоры, чтобы не забегали вперед», — осторожничает помощник президента.

После обеда Минниханов должен принять участие в двух дискуссиях. Одна из них будет посвящена энергоэффективности, а вторая — регионам-драйверам роста. «Это о том, как нам, регионам России, конкурировать в части повышения инвестиционного климата, какие стратегии у каждого региона», — пояснил Хайруллин.

Завтра запланирован традиционный деловой завтрак с главой Сбербанка Германом Грефом. «Как правило, эти завтраки проходят на злободневные темы, связанные с экономикой, человеческими кадрами, ресурсами», — сказал помощник президента РТ. Также в рамках форума пройдет общее собрание ассоциации инновационных регионов, которую как раз возглавляет Минниханов. Ожидается, что будет присутствовать спикер Госдумы Сергей Нарышкин. «Будет отчетное собрание и отчетный доклад по итогам работы этой ассоциации. Мы также рассмотрим планы на текущий год, потому что ассоциация инновационных регионов должна генерировать или собирать все лучшие идеи, законодательные инициативы, которые могут в регионах возникать», — отметил Хайруллин.

Рустам Минниханов: «Если мы не будем развивать транспортную инфраструктуру, ни одна автомобильная дорога не выдержит»

НА ФОРУМЕ С УТРА ГОВОРИЛИ О ВСМ

Несмотря на то, что первая официальная панельная секция ПМЭФ началась в 9:30, Минниханов пришел в пресс-центр на дискуссию по ВСМ Москва — Казань к 9 часам. По сути, это и стало первым мероприятием форума.

Генеральный директор ОАО «Высокоскоростные магистрали» Александр Мишарин напомнил, что ровно год назад Путин объявил строительство ВСМ одним из приоритетных инфраструктурных проектов. По его словам, подобные проекты не только решают вопросы инфраструктуры, но и являются драйверами роста экономики и регионов. За прошедший год были проведены расчеты, аудит проекта, получены положительные заключения. Теперь уже все готово к проектированию и дальнейшему строительству ВСМ.

Тем более что строительство ВСМ должно дать весомый эффект для экономики страны. Так, по словам Мишарина, совокупный прирост ВВП составит 8,5 трлн. рублей, суммарный эффект на валовый выпуск экономики — 18,6 трлн. рублей, а общий бюджетный эффект — 2,1 трлн. рублей. Кроме того, проект получил поддержку не только населения, но и почти всех органов власти и ведущих политических партий. Сейчас уже готовится заявка, чтобы начать проектирование трассы в этом году.

Мишарин, говоря о важности ВСМ и нужности, привел цитату Франца Герстнера, который первым решился положить в России рельсы еще в XIX веке. Он говорил, что «нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как дают возможность сокращать большие расстояния».

Уже после выступления он заявил журналистам, что проведенный ценовой аудит показал, что стоимость скоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань» составляет 1 трлн. рублей. Предварительный анализ РЖД показал, что ее стоимость составит 1 трлн. 68 млрд. рублей. Такая стоимость вызвала вопросы в правительстве РФ, после чего в РЖД решили провести ценовой аудит. По словам Мишарина, анализ проводили ряд крупнейших консалтинговых агентств, включая компанию «Эрнст энд Янг». Их выводы — заявленная стоимость в целом соответствует реальной. Предполагается, что бюджет России напрямую вложит 380 млрд. рублей, остальные деньги предполагается привлечь из фонда национального благосостояния, за счет облигаций и кредитов. Собственные средства планирует вложить РЖД.

vsm-sm.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Свое выступление Минниханов как руководитель одного из регионов, через который пройдет ВСМ, начал с того, что в качестве примера развития страны привел Китай, откуда российская делегация вернулась накануне. «Увидели, как меняется страна, в том числе и из-за того, что строятся ВСМ, и не только ВСМ, но и вся инфраструктура для создания этого высокотехнологичного транспорта», — заявил Минниханов. По его мнению, уже не стоит рассуждать о нужности или ненужности проекта, так как от этого экономика расти не начинает.

Минниханов уверен, что ВСМ важна для Казани. Сейчас пассажиропоток между Москвой и Казанью составляет 8 млн. человек в год, половина из них пользуется железнодорожным транспортом. По оценкам специалистов, к 2020 году пассажиропоток увеличится до 10,5 млн. человек, если же будет запущена ВСМ, то цифра может достигнуть уже 18 миллионов. «Это не только транспорт, не только скорость, но и комфорт», — отметил президент РТ и добавил, что опыт Европы, Китая показывает, насколько этот вид транспорта востребован пассажирами. Более того, ожидается мультипликативный эффект в республике уже на стадии строительства: валовый выпуск — 301,5 млрд. рублей, прирост ВРП — 12,3 млрд. рублей, бюджетный эффект — 1,8 млрд. рублей.

«Это позволит присоединить обширные территории, повысить трудовую занятость, повысить мобильность населения и, конечно, производительность труда», — перечислил Минниханов плюсы реализации проекта. Также президент РТ уверен, что важно продолжить ВСМ дальше — до Екатеринбурга.

Свое предложение он обосновал тем, что ВСМ важна и для Камского кластера, который уже сегодня формирует 50 процентов прибыли республики. «Мы предполагаем до 2020 года увеличить объемы производства в Камском кластере в 2,5 раза», — планирует президент РТ. Он добавил, что поэтому трасса должна идти дальше, через Набережные Челны. «Нельзя останавливаться только на отрезке Москва — Казань. Это очень важная работа, которую мы должны сегодня понимать», — отметил Минниханов.

Еще одним подтверждением необходимости и важности проекта ВСМ является мнение населения. Президент РТ напомнил, что согласно социологическим исследованиям, 80 процентов населения одобрили строительство высокоскоростной магистрали, а 74 процента изъявили желание ей пользоваться. «Это говорит о том, что проект очень нужен», — подытожил Минниханов.

Несомненным плюсом ВСМ будет и возможность разгрузить трассу М7. «Если мы не будем развивать транспортную инфраструктуру, ни одна автомобильная дорога не выдержит», — предостерег президент РТ.

Также Минниханов уверен, что ВСМ стоит использовать для пассажиров, а нынешние основные трассы переводить под грузоперевозки, потому что нынешние скоростные поезда уменьшают грузопоток. «Мы снижаем возможности перемещения грузов», — добавил он.

В заключение Минниханов еще раз выразил негодование по поводу позиции некоторых федеральных структур, которые скептически настроены по отношению к ВСМ. «Я просто недопонимаю коллег из федеральных наших структур, — сказал он. — Мы говорим о том, что экономика страны не растет. Да? Ноль с чем-то процентов. Мы были в Китае, они озабочены, что у них экономика упала до 7,5 процентов, они бьют тревогу. А мы ничего не делаем. Поэтому, я считаю, что мы на правильном пути и будем во всем поддерживать этот проект».

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: США ВСТАЛИ НА МЕСТО СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ЭТО ГРУСТНО

Питерский форум, призванный увеличить инвестиции в Россию, открылся на фоне охлаждения в отношениях между РФ и США. Список его участников в последние недели значительно поредел: многие главы международных корпораций отказались от участия в ответ на политику России в отношении Украины. New York Times написала, что помощники президента США убеждают руководителей американских корпораций не ехать на ПМЭФ. В ответ премьер-министр Дмитрий Медведев назвал это «близорукой позицией». «Это мне напоминает решения периода Леонида Брежнева, которые принимались в нашей стране. Просто потому, что в угоду идеологии приносятся бизнес-интересы... Это очень близорукая позиция, очень близорукая и очень напоминающая мне позицию советского руководства в определенный всем известный период. У меня просто такое ощущение, что мы поменялись местами в определенной ситуации, и это грустно», — сказал премьер в интервью телеканалу Bloomberg.

«Этими санкционными решениями, по сути, наши партнеры — и американцы, и европейцы — разрушают саму ткань международных отношений. Они, что, нас пугают? Это ничем не закончится. Просто сменится администрация Соединенных Штатов Америки, на смену Обаме придет другой президент, а об этих санкциях все забудут. Никто от этого не выиграет», — заключил Медведев.

Организаторы поспешили заявить, что от отказа американских компаний форум нисколько не проиграет. Всего 30 человек отказались, из них 20 — по причинам, связанным с давлением (со стороны властей США), из которых только 15 — представители американского бизнеса, — сказал РИА «Новости» замглавы минэкономразвития РФ Сергей Беляков. — На фоне 6,5 тысяч участников и присутствия на форуме вторых лиц даже тех компаний, чьи первые лица не едут, можно с уверенностью сказать, что никаких рисков для программы, дискуссии и содержания нет.

Елена Колебакина
Санкт-Петербург