Республиканский экономический совет, состоявшийся в минувшую пятницу под председательством президента РТ Рустама Минниханова, по всей видимости, заставил зашевелиться всех, кто так или иначе причастен к остро популярному в последнее время понятию «импортозамещение». Накануне ломали головы над тем, как оперативно организовать «наш ответ Чемберлену», и в Торгово-промышленной палате РТ (ТПП), где специально было созвано расширенное заседание административного совета и правления ТПП. Корреспондент «БИЗНЕС Online», присутствовавшая на заседании, услышала сетования от участников встречи на грабительские кредиты банков, нечистых на руку госзаказчиков и бюрократию спецслужб, из-за которых КМИЗ, к примеру, не может получить запчасти для своих станков из Дании.
ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА — ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Открывая заседание, председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев заявил, что нельзя относиться к санкциям против России со стороны Запада шапкозакидательски. Напомним, что на экономическом совете, прошедшем в минувшую пятницу, президент РТ Рустам Минниханов в достаточно резком ключе высказался на тему инертности татарстанского бизнеса: «Никто нас на рынках не ждет, нас хотят выдавить. Мы должны раньше просыпаться теперь, позже ложиться и к тому же быть хитрее. Наш товар должен быть качественным и немножко дешевле, тогда мы конкурентны».
Про конкурентов заговорил и Агеев: «У наших конкурентов условия значительно лучше: кредиты в Европе — 2 - 3 процента, у нас, у производственников, совсем другие... На развитие науки западные компании тратят 15 - 20 процентов от прибыли, а у нас только государство в последнее время вкладывает в науку, — перечислял преимущества зарубежных производителей председатель правления, но завершил вступительную речь оптимистически. — Нашей стране не привыкать к санкциям. И пример санкций уже есть — Иран». С этим утверждением не согласился председатель административного совета ТПП, генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, заметивший, что сравнение с Ираном не самое удачное: «Пример не самый правильный — до таких санкций мы еще не дошли».
Шамиль Агеев и Рафинат Яруллин |
Быстро заменить зарубежное отечественным не получится, заметил Яруллин. И привел пример с почти 40-летней историей. Еще в 1967 году на одном из заводов в Сибири, который производил хлоропреновый каучук (торговое название — наирит), произошел взрыв. Восстанавливать предприятие не стали. «Вот вам пример импортозамещения: с 1967 года наирита у нас нет», — остудил слишком оптимистичных Яруллин. По его мнению, импульс для развития отечественного производителя могла бы дать отмена налога на прибыль на 5 - 10 лет для вновь создаваемых технопарков, и вроде как постановление по этому вопросу уже готовится в правительстве РФ. Но разве дело только в налоговой удавке? «Малый бизнес не надо учить, ему надо создать условия, — высказал наболевшее Яруллин. — Конечно, с такими кредитами наших банков и такими кредитами «Роснано» (17 процентов!), какую продукцию мы произведем?! Под такие проценты, я не знаю... Эта процентная ставка — главный тормоз развития бизнеса. И по импортозамещению тоже: при таких процентах... Банкирам надо все-таки повернуться к бизнесу лицом», — высказал наболевшее Яруллин.
КГБ НЕ ДАЕТ ПРИВЕЗТИ ИЗ ДАНИИ «ФИГОВИНУ»
Единственным представителем бизнеса, которому дали возможность высказаться, стал генеральный директор ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» Нур Шакиров. Вероятно, коллегам запомнилось его эмоциональное выступление на экономическом совете: Шакиров сетовал на засилье «перекупов», поставляющих изделия его же предприятия аж из Китая. Но в узком кругу соратников Шакиров высказал несколько резких претензий в адрес госструктур. В частности, он рассказал об эпопее с госзаказом в Салехарде. КМИЗ выиграл тендер, но госзаказчик затянул с уведомлением о том, что татарстанский производитель стал победителем торгов, а затем подал жалобу в ФАС на то, что КМИЗ не подписывает контракт. «В результате, мы вместо того, чтобы нормально работать, сейчас боремся с ФАСом», — эмоционально сказал Шакиров. И тут же привел другой пример уже бюрократических проволочек: «Мы закупили за последние пять лет очень много европейского и американского оборудования. На одном станке еще в июне одна «фиговина» весом три килограмма вышла из строя. Это блок питания. Сегодня сентябрь заканчивается, а эта «фиговина» лежит в Дании на складе, у того хозяина, который делал мне этот станок. Мы не можем ее получить, потому что нужно специальное разрешение федеральной службы... Как ее? КГБ. То есть вот такие вещи мы сами создали против себя», — горячился выступающий.
Нур Шакиров |
После выступлений в поддержку отечественного производителя почти всех государственных деятелей Шакирова возмутило поведение министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова: «Я слушаю сегодня утром новости: министр промышленности России где-то в Зимбабве сидит за столом, извиняюсь, с «людоедами», какие-то проблемы решает. А он же должен быть у меня на заводе, еще на каком-то заводе! Если начинать, нужно начинать по-серьезному!»
Напоследок руководитель КМИЗ высказался в духе «без булдырабыз!»: «Я всегда говорил: томограф японский не надо пытаться делать в России — может, через 100 лет научимся делать. УЗИ-аппараты научимся делать, возможно, через 50 - 60 лет. У нас только одна проблема: томограф стоит миллион, а покупают за 1 миллион 500 тысяч, 500 идет в карманы в виде отката. Все это нужно прекращать! А все остальное можно делать в России».
ОПАСНАЯ ФИЛОСОФИЯ УХОДА В САМОИЗОЛЯЦИЮ
Не обошлось и без критики внутренних проектов. Так, начавшееся пару лет назад в районах РТ развитие промышленных парков на поверку оказалось не таким уж и успешным. ТПП провела аудит действующих и создаваемых промплощадок, и результаты проверок оказались далеки от радужных. По словам заместителя председателя правления ТПП Артура Николаева, «в некоторых районах хоть и заявлены промплощдаки, приезжаем, а там остовы коровников стоят или вообще чистое поле». А в некоторых муниципалитетах есть необоснованные мечты, что вот приедет инвестор, купит или арендует землю, вложит деньги и построит площадку. В ожиданиях «виртуального», как выразился Николаев, инвестора, земли так и пустуют.
Говорили на заседании и о новом лозунге, который, вероятно, скоро начнет хождение в масс-медиа: к ранее раскрученному «Покупай татарстанское!» добавляется и более масштабное «Покупай отечественное!» Правда, что, где и как покупать, в ТПП пока ответа не нашли. Однако Агеев высказался, что начинать двигать лозунг нужно с кабинетов чиновников, в частности — с республиканского кабинета министров: «Посмотрите, мы сейчас заседаем, и на столах у нас наша вода «Раифский источник», а в кабинете министров сколько я свидетель...», — не назвал предпочтения кабмина Агеев. Впрочем, предпочтения больших чиновников известны: как правило, на столах во время ответственных совещаний стоят не патриотичные «Шифалы Су», а вполне буржуазные Evian и Vittel.
Своеобразный итог всех «импортозамещающих» совещаний и заседаний последних дней в разговоре с «БИЗНЕС Online» подвел Марат Галеев (как он просил его представить, уходящий председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству): «Дело не в республиканском уровне. Раздувать щеки, что мы все быстро сделаем, это, конечно, отрыв от реальности. Это вообще опасная философия — уходить в самоизоляцию. Это и в ХХ веке было невозможно, а в XXI — тем более. Поэтому санкции сами по себе это вещь чрезвычайно вредная на уровне экономики. И думать, что мы на уровне импортозамещения все сможем сами сделать, как пытались сделать в Советском Союзе... Сделать-то можно, но это абсолютно неконкурентоспособно и уход в отсталось».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.