Одного из крупнейших частных перевозчиков Набережных Челнов похоронили в минувшие выходные в Алькеевском районе. Тело Рината Бурганова, владевшего популярным автобусным маршрутом №21, было найдено в его коттедже в селе Иштеряково. Следователи утверждают, что предприниматель покончил жизнь самоубийством. Как выяснил «БИЗНЕС Online», это произошло на фоне бунта его водителей, у которых арестовали автобусы из-за долгов перед лизинговой компанией.
САМОУБИЙСТВО НА ФОНЕ БУНТА
Набережные Челны шокированы гибелью известного городского перевозчика 56-летнего Рината Бурганова. В пятницу его тело обнаружили в коттедже в селе Иштеряково. Источник «БИЗНЕС Online» в следственных органах сообщил о том, что в настоящее время основная версия случившегося — самоубийство.
Индивидуальный предприниматель Бурганов владел пассажирским автобусным маршрутом №21 (бывший 211). Это самый протяженный в городе маршрут (от остановки Закамье автобус едет по проспектам Мусы Джалиля, Набережно-Челнинскому проспекту и проспекту Мира, конечная — остановка ул. Шамиля Усманова). На маршруте были задействованы микроавтобусы Ford Transit. В начале нулевых Бурганов около двух лет проработал в администрации города, но не в должности начальника управления транспорта и связи, как писали некоторые СМИ, а лишь замом. После ухода с муниципальной службы он занялся бизнесом.
Предприниматели, которые близко знали Бурганова, весьма неохотно рассказывали корреспонденту «БИЗНЕС Online» о случившемся (хотя в субботу многие из них были на прощании с коллегой в челнинском морге). Кто-то воздерживался от комментариев, кто-то говорил, что у погибшего были проблемы с сердцем, а кто-то без особой конкретики намекал на то, что в бизнесе известного в Челнах предпринимателя были весьма серьезные проблемы. Между тем появлению разного рода слухов и домыслов способствовала и порой противоречивая информация, появившаяся после гибели предпринимателя.
Сначала Рашит Гатин, работавший у предпринимателя заместителем, рассказал, что его компаньон умер от проблем с сердцем, однако позже появилась информация, что причиной смерти стало огнестрельное ранение, причем пуля якобы прошла на вылет. А еще позже в местных СМИ сообщили: на месте гибели предпринимателя обнаружена предсмертная записка.
Возможно, свет на эту весьма неоднозначную историю может пролить ситуация с лизинговыми платежами. За два дня до гибели Бурганова возмущенные водители, работавшие на 21-ом маршруте, пригласили на одну из конечных остановок телевизионщиков и рассказали о своих финансовых взаимоотношениях с владельцем маршрута. Как выяснилось, из 47 автобусов на маршруте 13 были арестованы приставами. Общая сумма возникшей задолженности — 19,5 млн. рублей. Как рассказали сами водители, по договоренности с Бургановым они ежемесячно передавали ему денежные средства для оплаты лизинговых платежей за микроавтобусы (от 30 до 60 тыс. рублей в зависимости от стоимости автобуса). У каждого из них есть расписка — как только будет закрыт лизинг за микроавтобус, Бурганов обещал переоформить машину на водителя. Как выяснилось, лизинговая компания денег не получала и теперь, чтобы вернуть себе автобусы из-под ареста, водителям надо где-то найти по 500 - 600 тыс. рублей каждому.
Сам перевозчик за два дня до своей загадочной гибели объяснял журналистам, что деньги были потрачены на ремонт техники. При этом он заверял, что проблемы с кредиторами уже решены, а водителям обещал выплатить неустойку за вынужденный простой арестованных автобусов — из расчета 3 тыс. рублей за день. Впрочем, произойти это должно было, когда «выправится финансовое положение предприятия».
Николай Тятюшкин (второй справа) рассказал, что, когда Бурганов работал в исполкоме Челнов, транспортным бизнесом занимался его сын Руслан |
«НЕТ ЧЕЛОВЕКА — НЕТ ЛИЦЕНЗИИ»
Владелец маршрута №305 в Набережных Челнах Николай Тятюшкин рассказал «БИЗНЕС Online» некоторые подробности случившегося. Он был лично знаком с Бургановым и знал его финансовую ситуацию. Он пояснил, что транспортный бизнес у семьи Бурганова был, еще когда он работал в исполкоме Челнов. На первых порах непосредственно этим занимался его сын Руслан, а позже и отец подключился.
Тятюшкин подчеркнул, что ответить на вопрос о причинах трагедии должны правоохранительные органы, но подтвердил, что в последнее время Бурганов частенько в больнице лежал «с сердцем». «А тут выплывает, что огнестрельное... А уж кто, как, чего — не знаю, — говорит Тятюшкин и добавляет. — Наверное, нервы слабые оказались. Нервишки сдали. Видать, поджали его эти долги».
Перевозчик пояснил, что помимо лизинговых платежей у покойного было еще много других долгов, и признает, что, видимо, «все клонится к этому, долгов у него выплывает очень много». Впрочем, причина такого плачевного финансового состояния предприятия не вполне ясна. 21-й маршрут курсировал по центральному проспекту города — проспекту Мира. «Нельзя сказать, что он непопулярный, пассажиропоток всегда был хороший», — говорит Тятюшкин. Последняя пертурбация в транспортной сети Челнов, связанная с введением новой трамвайной линии, его не коснулась.
Тятюшкин предположил, что бизнес Бурганова ликвидируется: «Нет человека — нет лицензии, нет договора с администрацией. Долги, которые он брал у частников, по всей вероятности, так и уйдут в бездну, технику, которая была заложена в банках, отберут, там, где поручители были, долги перейдут на поручителей. Насколько мне известно, близкие его родственники отказываются от наследства, потому что долги там приличные».
У Бурганова остались сын и дочь, с подробностями семейного положения погибшего Тятюшкин не знаком, но, по слухам, он был женат во второй раз.
Похоронили Бурганова в субботу на его родине — в Алькеевском районе Татарстана. Проститься с ним приехали многие коллеги по цеху — перевозчики Челнов. «Все в недоумении, как это случилось. Никаких намеков на это не было. Никто не верит, — говорит Тятюшин. — Человек-то он порядочный был, работу свою знал и выполнял».
Меньше месяца назад состоялась встреча главы автограда Наиля Магдеева с частными перевозчиками пассажиров |
«СКОРО ВЕСЬ БИЗНЕС КОНЧИТСЯ»
Самоубийство перевозчика на фоне финансовых проблем — это дурной знак для транспортной отрасли Челнов. «Сейчас ведь мы все на плаву только держимся, — говорит Тятюшкин. — Плата за проезд в 17 рублей не оправдывается. Машины импортные у нас, в основном это Ford. После того как валюта ушла вверх, запчасти резко подскочили, и содержать сейчас машины по такому тарифу — это почти нулевая (рентабельность — прим. ред.)»
На этом фоне челнинские власти затеяли реформу, предполагающую возрождение муниципальных транспортных предприятий. Как сообщала пресс-служба мэрии автограда, аукцион на приобретение автобусов большой вместимости будет проведен в мае, тогда же планируется создание муниципального предприятия автомобильного транспорта. О своих намерениях по данному поводу Магдеев заявлял перевозчикам уже не раз. Те высказывали опасения, что в равной борьбе за пассажира МУПы не выдержат, поэтому частные перевозчики будут «подвинуты» административно, как это произошло, например, в Казани. «На бюджет ляжет огромное бремя, — комментировал ситуацию президент союза камских перевозчиков Дамир Гарафов. — Муниципальное транспортное предприятие заведомо убыточно. Если использовать большие автобусы, то при цене проезда 20 рублей и интервале движения 20 минут автобусы и то нерентабельны! Это с учетом того, что у них нет микроавтобусов. Стоимость проезда поднять муниципальное предприятие не имеет права, потому что для этого как минимум нужно отчитаться о доходах и расходах за последний год, а предприятие новое. Если при нынешних ценах нас оставят на дорогах, кто будет ждать 20 минут автобус, даже если он комфортнее? Уедут на некомфортных. Поэтому, боюсь, нас все-таки попросят с рынка. А у нас порядка 600 - 700 автобусов. Куда нам их девать-то? Это бизнес, который строился годами, как реализовать наработанную базу вот так с ходу? Нам пока никто не объяснял, в чем рентабельность проекта. Исполком ссылается только на жителей, которые якобы требуют больших автобусов. Может, и требуют, но жители сами не до конца понимают, как это будет выглядеть, если даже мы не понимаем».
Челнинские власти затеяли реформу, предполагающую возрождение муниципальных транспортных предприятий |
По сведениям Тятюшкина, автобусы уже закуплены и, скорее всего, будут запущены уже летом. «Как только муниципальные маршруты запустят, на этом, наверное, весь бизнес кончится», — сетует он. Собеседник «БИЗНЕС Online» объясняет тяжелое положение многих перевозчиков еще и тем, что они сильно «закредитованы». «Брали первоначалку, потом шли в другой банк, эту первоначалку вносили туда, брали кредиты, а у самих еще ипотека. Как их удержать, чтобы они тоже с собой ничего не сделали?» — сокрушается Тятюшкин. Сегодняшнюю ситуацию он сравнил со временами дефолта, когда с собой покончило немало предпринимателей. «Если вспомнить те годы, когда доллар подскочил с 6 рублей до 30, только по центральному телевидению показывали: там под мостом повесился, там в квартире повесился. Это только те, о которых пресса знала, а о которых не знала? Это сотни!» — ужасается он. Перевозчик говорит, что уже сейчас идет отток желающих заниматься этим бизнесом в автограде, и если бы были покупатели, то более половины перевозчиков уже продали бы свои машины.
Начальник управления транспорта исполкома автограда Ильфат Исмагилов комментировать «БИЗНЕС Online» ситуацию отказался.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.