Сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров впервые после инцидента с Су-24 встречается с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. В СМИ тем временем обсуждают доказательства деловых связей турецкой элиты и ИГИЛ, представленные накануне минобороны РФ. Интересно, что одним из звеньев цепи поставок выступает НПЗ компании Tupras, которую чуть не купила «Татнефть». Брифинг стал своеобразным ответом на заявления Реджепа Эрдогана о том, что он готов уйти, если связь его семьи с ИГИЛ будет доказана.
Сегодня Глава МИД России Сергей Лавров собирается встретиться со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Белграде |
ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ТУРЕЦКО-СИРИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ МОЖНО ЗАДЕЙСТВОВАТЬ КУРДОВ И СПЕЦНАЗ США
Сегодня Глава МИД России Сергей Лавров собирается встретиться со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Белграде. В настоящее время там проходит саммит совета министров иностранных дел ОБСЕ. Разговор между Лавровым и Чавушоглу весьма вероятен, но может и не состояться — по той же причине, по которой не состоялась встреча президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Париже. Во всяком случае, российский министр иностранных дел заверил журналистов, что не будет уклоняться от этого контакта. «Послушаем, что скажет Чавушоглу, может, что-то новое по сравнению с тем, что было сказано публично», — предположил он.
Накануне Лавров сделал еще одно важное публичное заявление: Россия готова предъявить миру публичные доказательства, подтверждающие, что нефть от террористов идет прямиком в Турцию. «О том, что нефть с захваченных игиловцами месторождений в Сирии и Ираке течет за границу, в частности в Турцию, мы неоднократно говорили публично, и факты, которые подтверждают эти обстоятельства, будут предъявлены формально, в том числе в Организацию Объединенных Наций и всем заинтересованным странам», — заверил глава МИД.
Если мировое сообщество признает достоверность российской аргументации, Лавров предлагает немедленно остановить поток игиловской нефти в турецкую экономику, перекрыв турецко-сирийскую границу. Для этого можно задействовать на земле курдов и спецназ США — с согласия Дамаска, рассуждает глава МИД РФ. По его мнению, важнее заниматься не расследованиями по вопросу, куда идет нефть «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.), а уже сейчас принимать действенные практические меры. «Усилий одной Турции будет недостаточно, ей нужно помочь, чтобы была объективная, понятная для всех ситуация», — говорит Лавров.
Интересно, что о возможном перекрытии турецко-сирийской границы, по информации российского министра иностранных дел, уже говорилось на климатическом саммите в Париже — причем на встрече Путина и президента США Барака Обамы, а также при общении с другими лидерами. Поэтому Лавров рассчитывает, что российские самолеты и коалиция во главе с США с воздуха станут бить по террористам и пресекать их попытки восстановить каналы нелегального нефтяного трафика в Турцию.
Международная антитеррористическая коалиция, как надеется глава МИД РФ, все-таки состоится, несмотря на все провокации. «Если то, что сделала турецкая авиация 24 ноября, сбив российский самолет, было направлено на то, чтобы подорвать перспективы создания единого антитеррористического фронта и перспективы политического процесса в рамках венской группы, то это турецкой стороне не удастся, я вас уверяю», — продекларировал Лавров.
Заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов заявил, что для победы над игиловцами необходимо нанести мощный и сокрушительный удар по источникам их финансирования |
«ТУРЕЦКОЕ РУКОВОДСТВО ЗАЛЕЗЛО В ЧУЖУЮ СТРАНУ И БЕССОВЕСТНО ЕЕ ГРАБИТ»
Накануне первую порцию доказательств, касающихся деловых связей Турции и «Исламского государства», предоставило российское министерство обороны. На специальном брифинге для СМИ, организованном 2 декабря, высокопоставленные лица министерства обороны рассказали о схеме поставок нефти и ее примерных объемах, а также предоставили снимки идущих к границе бензовозов, сделанные с воздуха.
Брифинг, по всей видимости стал своеобразным ответом на громкие заявления самого Эрдогана, который на брифинге после парижского саммита заявил: «Нет доверия словам господина Путина о получении Турцией нефти от ИГИЛ. Включая слова о том, что мой сын находится в этом бизнесе, все подобные обвинения являются клеветой. Я прошу их доказать все это. Если Путин сможет доказать, я готов отказаться от своих президентских обязанностей. Если он не сможет доказать, готов ли он оставить свой пост?» — говорил турецкий лидер.
Открывая брифинг, заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов несколько пафосно заявил, что для победы над игиловцами необходимо нанести мощный и сокрушительный удар по источникам их финансирования. «Терроризм без денег — это зверь без зубов», — афористично выразился дипломат. По словам Антонова, в настоящее время боевики зарабатывают около $2 млрд. ежегодно на закупках топлива, которые делает Анкара. «Нефть в огромном количестве, в промышленном масштабе по живым нефтепроводам из тысяч бензовозов поступает на территорию Турции», — заверил он. Превращаясь в доллары для ИГИЛ, выручка впоследствии используется для наема боевиков по всему миру, оснащения их оружием, техникой и вооружением. Вот почему, по мнению Антонова, «Исламское государство» так оберегает инфраструктуру воровской нефтедобычи в Сирии и Ираке.
Съемка, проведенная 14 ноября 2015 года в районах иракских населенных пунктов Таван и Захо, позволила обнаружить 1104 бензовоза и большегрузные фуры |
По информации министерства обороны, в преступную коммерцию вовлечено высшее политическое руководство страны, в том числе президент Эрдоган и его семья. «Контроль за этим воровским бизнесом можно доверить только самым близким людям, — рассудил Антонов. — Ни у кого на Западе, интересно, не вызывает вопроса, что сын президента Турции является руководителем одной из крупнейших энергетических компаний, а зять назначен министром энергетики? Какой блестящий семейный бизнес! Такое вообще возможно где-либо еще?»
По мнению Антонова, Эрдоган и его семья — это еще респектабельные представители сложившегося «делового сообщества». «В регионе действует единая команда бандитов и турецких элит по краже нефти у соседей», — говорит замминистра обороны. Впрочем, турецкие руководители, в частности Эрдоган, вряд ли когда-нибудь признают это и не уйдут в отставку, «даже если их лица будут вымазаны воровской нефтью».
«Цинизм турецкого руководства безграничен, — сделал вывод Антонов. — Посмотрите, что они делают?! Залезли в чужую страну, бессовестно ее грабят. А раз хозяева мешают, значит, их надо устранить».
Маршруты поставок нелегальных нефтепродуктов в Турцию (данные минобороны РФ) |
«УДАРЫ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ СНИЗИЛИ ДОХОДЫ ИГИЛ ВДВОЕ»
Следом за хлесткими декларациями последовали обещанные доказательства. Как заявил сменивший Антонова на месте спикера начальник главного оперативного управления российского генштаба Сергей Рудской, министерству обороны удалось выявить три основных маршрута транспортировки нефти из Сирии и Ирака на территорию Турции.
Первый маршрут — западный: по словам Рудского, он ведет к турецким портам на побережье Средиземного моря. Второй — северный: он соединяет игиловцев с нефтеперерабатывающим заводом на территории Турции. Интересно, что, по данным минобороны, речь идет об НПЗ «Батман», который принадлежит турецкой компании Tupras. В 2004 году эту компанию в альянсе с местным холдингом Zorlu пыталась приобрести «Татнефть», но в итоге сделка не состоялась. Наконец, третий путь — восточный — направлен к крупной перевалочной базе в населенном пункте Джизре.
По западному маршруту, согласно сведениям минобороны, поставляется нефть, добытая в районе сирийского города Ракка. В ночное время она перевозится на северо-запад Сирии и перенаправляется в турецкие порты Дертйол и Искендерун.
«Аналогичная картина наблюдается в районе населенного пункта Рейханлы, — рассказал Рудской. — Несмотря на боевые действия, ведущиеся в провинции Алеппо, на границе наблюдается непрерывный поток автотранспорта в обоих направлениях, а на территории Турции — нахождение большого количества автомобильной техники».
Восточносирийская нефть поступает на крупный нефтеперерабатывающий завод в Батмане, находящийся на территории Турции в 100 км от сирийской границы. Что касается нефтяных месторождений, расположенных на северо-востоке Сирии и в северо-западных районах Ирака, то они осуществляют свои поставки через приграничные населенные пункты Кара-Чох, Чам-Ханик на сирийской территории и Таван и Захо — на территории Ирака.
В подтверждение своих слов военные продемонстрировали журналистам снимки (опубликованы на сайте министерства обороны РФ), на которых можно различить, как цистерны с нефтью следуют по указанным маршрутам. Часть бензовозов, как отмечают докладчики, обычно маскируется под фуры. С воздуха можно наблюдать, как фургоны, преодолевая границу с Турцией, ожидают разгрузки в портах и паркуются на необорудованных стоянках. По словам Рудского, с началом российской воздушной операции количество бензовозов уменьшилось, но непонятно, почему по ним не наносит удары коалиция. Зато, как указывает минобороны, удары российской авиации снизили доходы «Исламского государства» от нелегальной торговли нефтью вдвое: с $3 млн. до $1,5 млн. в день.
Еще одно мультимедийное доказательство, представленное минобороны, — видеозапись ударов российской авиации по нефтехранилищу в районе населенных пунктов Маарет-эн-Нууман, Хавса-Кебир и Эс-Саура. Впрочем, по словам Антонова, его ведомство только начинает предавать огласке информацию о «чудовищных преступлениях турецких элит». На следующей неделе, как проанонсировал начальник национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев, ведомство представит СМИ сведения об объемах оружия и подготовке сирийских боевиков на территории Турции. Но уже теперь можно сказать, что за последнюю неделю из Турции в Сирию были переброшены свыше 2 тыс. боевиков, более 120 т боеприпасов и порядка 250 единиц автомобильной техники.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.