SOLLERS ПРОКАТИЛ НЕ ТОЛЬКО ИТАЛЬЯНЦЕВ, НО И ПУТИНА С ТАТАРСТАНОМ 

Вчера стало известно о невероятной новости: «Sollers» объявил, что отказывается от планов по созданию в Набережных Челнах совместного производства автомобилей с Fiat. Вместо этого российская автокомпания образует СП с Ford, которое начнет работу в конце 2011 года. Пикантность момента в том, мегапроект - строительство завода мощностью 500 тысяч автомобилей – был освящен именем и поддержкой Путина, который на подписание бумаг лично прилетал в Челны…  

СКАЗКА О СП: КАК ЭТО БЫЛО 

Напомним, что о создании Sollers и итальянским Fiat совместного предприятия стало известно в 2009 году – в самый разгар кризиса. 

Вот что писали тогда СМИ:

«Новым основным игроком на автомобильном рынке России станет итальянский Fiat в партнерстве с компанией «Соллерс». В четверг в Набережных Челнах между ними было заключено соглашение о создании в России совместного производства. В присутствии премьер-министра Владимира Путина меморандум подписали генеральный директор «Соллерса» Вадим Швецов и глава Fiat Серджо Маркионне.

Инвестиции в производство на начальном этапе составят по 150 млн евро с каждой стороны.

«Соллерс» предоставит на эту сумму производственные мощности в Набережных Челнах и Заволжье (Нижегородская область), а Fiat – интеллектуальную собственность, в том числе новую глобальную платформу FIAT-Chrysler.

«Старт производства должен быть через 2–2,5 года. Мы будем развивать производство до 100 тысяч автомобилей в год (в рамках СП). Через 2–2,5 года будет 300 тысяч автомобилей, а потом и 500 тысяч автомобилей», – цитирует РИА «Новости» гендиректора «Соллерса» Вадима Швецова.

В Набережных Челнах предполагается выпускать 9 моделей автомобилей класса C и D, а также внедорожники и кроссоверы. Общие инвестиции в проект составят порядка 2,4 млрд евро, до 2,1 млрд компания рассчитывает получить в кредит под гарантии государства. Предполагается, что заем будет выдан на 15 лет с пятилетней отсрочкой выплаты основного долга. При этом банк, который будет кредитовать новое предприятие, может получить долю акций СП». 

В общем, все шло к тому, что Челны станут действительно автомобильной столицей России, в которой производятся и грузовики, и легковые автомобили. Рядом есть шины, кучук… Эксперты просчитывали варианты, сколько людей надо будет специально завезти в Челны из проблемного Тольятти… 

Однако по ходу действия у Sollers стали меняться планы. 

Так, 3 декабря прошлого года стало известно о том, что Sollers и Fiat планируют начать строительство совместного завода не в Челнах, а в Елабуге (особая экономическая зона «Алабуга») в 2011 году. Об этом, в частности, сообщал СМИ гендиректор ОАО «Особые экономические зоны» Игорь Косов. Завод в Елабуге изначально строить не планировалось, однако, как заявила газете «БИЗНЕС Online» еще в ноябре Зоя Каика, директор по связям с общественностью и государственными структурами группы Sollers, новое СП «Sollers -Fiat» физически будет иметь активы и в Набережных Челнах, и в Елабуге». При этом строительство новых мощностей будет осуществляться на территории и свободной экономической зоны, «потому что мы не нашли участка в Челнах, по размеру подходящего к планировке нового завода, предложенного итальянцами».

 Словом, что-то пошло не по плану… 

ЛИШИЛИСЬ ДОВЕРИЯ ВЭБА 

Следующий серьезный звоночек – это отказ ВЭБа в финансовой поддержке проекта (напомним, что речь шла о кредитах крупнейших банков с госучастием в объеме 2,1 млрд.евро). 

Возможно, в этом и кроется главная причина отказа от СП с Fiat. 

Так, в начале декабря прошлого года основной владелец и руководитель Sollers Вадим Швецов заявил о проблемах с финансированием: Внешэкономбанк почему-то не спешил стать «путинским плечом». Швецов заявил тогда в СМИ, что достаточно других коммерческих банков, кому был бы еще интересен этот проект, а сотрудничество с ВЭБом не является догмой: "Рынок на подъеме, кризис прошел, поэтому потенциальных участников финансирования проекта много". 

Не будем гадать, что послужило причиной отказа господину Швецову. Возможно, что СП с Fiat могло показаться и банку, и правительству РФ дорогостоящим. А российской компании могли не понравиться капризы итальянцев, заявлявших о том, что участка в Челнах, подходящих к планировке нового завода, нет. Возможно, владелец (кстати, близкий родственник двух министров российского правительства – Христенко и Голиковой)  лишился личного доверия Путина, а без этого сложно рассчитывать на такой супервыгодный кредит от ВЭБа… 

«ВЫШЛИ ИЗ ПРОЕКТА БЕЗ ЗАТРАТ» 

Вчера, когда стало известно о прекращении сотрудничества с итальянцами,  мы связались с Зоей Каикой, директором по связям с общественностью и государственными структурами группы Sollers. Она рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что компания вовсе не собирается прекращать сотрудничество с итальянским автопроизводителем. 

- Да, это логичные новости, следующие одна из другой. Но мы не прекращаем работу с Fiat, мы прекращаем лишь обсуждение планов по созданию совместного предприятия и реализации масштабного проекта в России. Но продолжаем выполнять свои обязательства перед компанией Fiat в части производства тех моделей, которые мы до сих пор производили – Fiat Doblo и Fiat Ducato. И в части дистрибуции автомобилей Fiat на российском рынке. Эти обязательства мы продолжим выполнять, пока не будут подписаны какие-то иные договоренности и документы, - заявила она. 

По проекту созданию СП с Fiat, рассказали нам в российской компании, Sollers «не понес никаких затрат». Не понесло затрат и российское правительство. «Собственно именно поэтому мы решили вовремя остановиться на той стадии, пока и мы, и Fiat можем без потерь выйти из плана по созданию совместного предприятия», - заметила Зоя Каика. 

Кстати, решение о прекращении проекта совместное с Fiat, и поэтому в Sollers никак не комментируют, почему проект не получил развития. Впрочем, как можно комментировать такой вселенский конфуз…

 

ТАМ ЖЕ, НО МИНУС ФИАТ, ПЛЮС ФОРД 

Что касается компании Ford, то, по словам г-жи Каики, в рамках подписанного вчера Меморандума о создании СП с этой компанией, туда должны будут войти те же производственные площадка в Елабуги и Набережных Челнах. Касательно проекта с Ford, впрочем, известно не так много. 

Вот скупые данные, которые просочились о предполагаемо сотрудничестве с американцами. 

Компании намерены создать СП с равным участием сторон (отметим, что точный размер инвестиций в официальном пресс-релизе не называется). Предприятие Ford Sollers должно будет заняться производством и продажей автомобилей Ford в России. По словам Стивена Оделла, председателя Совета директоров и исполнительного директора Ford of Europe, «преимущества, которые дают новое СП и новые правила промышленной сборки автомобилей в России, являются ключевыми для укрепления брэнда Ford на российском рынке, СП усилит как российскую автомобильную промышленность в целом,  так и индустрию автокомпонентов в  частности».   

В СП Ford и Sollers, помимо площадок в Татарстане, войдут и производственные площадки компаний во Всеволожске (Ленинградская область). На площадках должны будут производиться  пассажирские автомобили и легкие коммерческие автомобили Ford (опять же объемы производства и продаж пока не называются). Начало операционной деятельности  СП Ford Sollers запланировано на конец 2011 года. Для обеспечения наиболее благоприятных условий работы нового СП в рамках существующего законодательства, Ford и СОЛЛЕРС уже подали совместную заявку в Минэкономразвития России  на заключение дополнительных соглашений в соответствии с новым режимом «промышленной сборки», вступившим в силу  в феврале 2011 года

Сложно как-то комментировать это громадье планов. Не хочется читателю напоминать, что концерн Ford открыл свой завод в России в 2002 году — первым из международных автоконцернов. И мощность предприятия во Всеволожске составляет 125 тысяч автомобилей в год… Есть ощущение, что вся история с Фордом выдумана, чтобы сохранить лицо в истории с провалом мегапроекта с итальянцами… 

Сергей Афанасьев
Ринат Билалов
Малик Арсланов

Справка 

Концерн Ford открыл свой завод в России в 2002 году — первым из международных автоконцернов. Мощность предприятия во Всеволожске (Ленинградская область) составляет 125 тысяч автомобилей в год. Сейчас там выпускаются автомобили Ford Focus и Ford Mondeo. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2010 году компания Ford реализовала в России 90 166 автомобилей (пятое место по объемам продаж). Самой популярной иномаркой в России в то же время стал Ford Focus (продан 67041 автомобиль).