«Перед Новым годом оборот очень высокий, это позволяет торговым сетям по отдельным категориям продуктов не повышать, а снижать цены, в противном случае люди меньше бы покупали, а ретейлеры меньше бы зарабатывали», — объясняют предновогоднее чудо с медленным ростом цен эксперты «БИЗНЕС Online». После всех потрясений 2022-го, когда стоимость продуктовой корзины росла под 30% за квартал, к концу года наш индекс «Магнита» и «Бахетле» вышел к скромному подорожанию на 12–15% — практически на уровне официальной инфляции. Базовый набор продуктов и вовсе «похудел» на символический процент. О том, когда покупатели увидят шокирующие ценники и захватят ли татарстанские производители полки супермаркетов в других регионах, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
2022-й выдался турбулентным: уходили крупные западные компании, вводились социальные ценники и ограничения количества покупаемых товаров, как следствие, скакали цены на продукты. Все эти факты прибавляют интереса к сравнению ассортимента и ценников в магазинах «Магнит» и «Бахетле»
Тренды ретейла: уход западных производителей и желтые ценники
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани. Раз в квартал наши журналисты вооружаются списком покупок и идут в магазины торговых сетей, чтобы зафиксировать ценники.
Очередной поход по магазинам мы планировали на 20-е числа декабря с нетерпением. Во-первых, к этим датам в преддверии Нового года традиционно поднимаются цены на все категории продуктов. Во-вторых, 2022-й выдался турбулентным: уходили крупные западные компании, вводились социальные ценники и ограничения количества покупаемых товаров, как следствие, скакали цены на продукты. Все эти факты прибавляют интереса к сравнению ассортимента и ценников.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле».
Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Такой набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых, базовых, продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
С чем же подходят к Новому году продуктовые торговые сети Казани? 12 месяцев мы следили за основными трендами и ценовыми гонками, которые остались актуальными и в декабре. На месте остается одно из главных изменений этого года — введенные в марте социальные ценники: крупнейшие игроки, напомним, взяли на себя обязательства по ограничению 5% наценок на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи борщового набора.
На раскачку потребовалось полгода: еще летом цены на рис, курицу и гречку зашкаливали, в сентябре — постепенно снижались, набирая «социальный» вес. К концу года система, похоже, заработала: ряд продуктов под «социальными» ценниками стоит дешевле, чем в декабре 2021-го.
Мария Яшенкова считает, что уход 140 брендов из России (не только пищевых продуктов) существенно повлиял на ретейл, однако «на пищевом рынке в данный момент это отражается меньше, чем на других»
Отличается от того, что был в начале уходящего года, и ассортимент на полках продуктовых магазинов. Руководитель агентства Bright Consulting, эксперт в области пищевого рынка Мария Яшенкова считает, что уход 140 брендов из России (не только пищевых продуктов) существенно повлиял на ретейл, однако «на пищевом рынке в данный момент это отражается меньше, чем на других». И правда: только уход PepsiCo и Coca-Cola значительно сказался на ассортименте. Полки с продукцией Coca-Cola в «Магните» редели-редели да заполнились наконец продуктами отечественного импортозамещения: Cool Cola от «Очаково», Original Cola от «Уральских источников» и другими производителями. А в «Бахетле» удержать ассортимент пытаются параллельным импортом.
В остальном в предновогодних магазинах тишь да гладь, продавцы готовятся к новогодним праздникам. На таком информационном фоне мы на этой неделе в очередной раз проанализировали ассортимент торговых сетей, чтобы понять, так ли все тихо в продуктовом омуте. Отметим, что в декабрьском индексе мы сравниваем цены на продукты с сентябрем 2022-го и декабрем 2021-го, т. е. учитываем разницу за квартал и за год.
Абсолютный лидер подешевевших продуктов — капуста. Если в марте она стоила почти 62 рубля за 1 кг, то в декабре – 13,6 рубля за кило
Новогодний парад дефляции: к грошовой капусте и картошке подкатились яйца
В сентябре мы спрашивали экспертов: чего же ждать покупателям ближе к новогодним праздникам? Традиционного подорожания ассортимента, последовал ответ. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считали, что цены подрастут на 5–7%, да и то не на все позиции. В реальности же мы наблюдаем парад дефляции! Из 25 продуктов в магнитовской корзине 9 подешевели за квартал, 6 — по итогам года. Рекорды удешевления, как и в сентябре, бьют овощи, с которых окончательно «сбили позолоту», но в декабре к ним присоединились куриные яйца и бедра, опустить цены удалось даже на традиционно растущие в цене к концу года гречку и рис.
Что же возглавляет топ самых подешевевших продуктов? Абсолютный лидер магнитовской корзины — капуста. На пике своего «величия», в марте этого года, она стоила почти 62 рубля за кило. В декабре данный овощ обходится уже в 13,6 рубля за килограмм. Это чуть дороже, чем в сентябре (плюс 5% за квартал), но на 70% дешевле, чем в декабре прошлого года (тогда «Магнит» торговал капустой по 45 рублей за кило). Теперь пометка «соц-» (социальный ценник) на капустном ценнике уже не выглядит насмешкой.
Картошка завоевала «серебряную медаль» дефляции по итогам года: 22,6 рубля за кило, или минус 44% с декабря 2021-го
Где капуста, там и картошка, которая завоевала «серебряную медаль» дефляции по итогам года: 22,6 рубля за кило, или минус 44% с декабря 2021-го. И это вновь социальный ценник. Да, в сравнении с сентябрем цены на картофель демонстрируют то самое «новогоднее» повышение на 7%, но все же овощ попал в топ подешевевших по итогам года. В «Бахетле» картина идентична магнитовской: в местной торговой сети картофель стал стоить на 13,1% дороже, чем в сентябре (25,9 рубля против 22,9), хотя за год овощ потерял в цене 48%.
По словам председателя СПСК «Деревня» Рината Кутлугильдина, сберечь кошельки казанцев позволило урожайное лето. «Объем урожая в этом году больше в 3 раза, чем в прошлом, — погода была более лояльной. Торговые сети работают по рынку — раз урожая много, то и цена пошла вниз, — объясняет аграрий. — Урожая 2022-го до конца февраля должно хватить».
Десяток яиц «халяль» от «Яратель» в декабре прошлого года стоил 109,99 рубля, а сейчас — 101, 99 рубля (минус 7%)
«Бронзу» дефляции в магнитовской корзинке по итогам года получают куриные яйца. Самый доступный, «социальный», десяток в категории С1 «Вкусносельских» от птицеводческого комплекса «Ак Барс» в декабре этого года стоит 59,99 рубля (минус 25% год к году). Да, с сентября десяток подорожал на прогнозируемые 7%, но факты — вещь упрямая: куриные яйца, вопреки всем сложностям, дешевели на протяжении года. Причем это не просто «шахматы» с брендами, когда торговые сети оптимизируют линейку, выбирая более доступные предложения, — цены на куриное яйцо снижаются и у более премиальных брендов. Так, десяток яиц «халяль» от «Яратель» в декабре прошлого года стоил 109,99 рубля, а сейчас — 101, 99 рубля (минус 7%).
Та же ситуация в премиальном «Бахетле»: за десяток отборной категории просят 93 рубля. Это на 2,7% меньше, чем в сентябре (95,6 рубля), и на 20,6% меньше, чем в декабре прошлого года (117,20).
Порадовали в магнитовской корзине ценники на куриные бедра — по цене они оказались на уровне прошлого года, а с сентября даже подешевели на 11% до 155,8 рубля. Можно было бы списать это на смену бренда, если бы не одно но: бедрышки от «Агросилы», которые еще в марте стоили 199,99 рубля за кило, стоят так же и 9 месяцев спустя. «Зерно в России в течение этого года подешевело на 30–50 процентов, это позволило производителям снизить цены. Есть и еще один момент — за формирование цен отвечают торговые сети. Бывало, мы поставляем им десяток по одной цене, а на прилавке видим на 30 копеек дешевле. Спрашиваем — говорят, акция», — объяснили на условиях анонимности на одной из птицефабрик Татарстана.
В «Бахетле» с мясными продуктами посложнее. Ранее сдерживаемые цены на куриное филе поднялись, в декабре 1 кг стоит 448,70 рубля (плюс 17,5% к сентябрю и плюс 32,3% за год). Цены на говядину (890 рублей), пельмени с бараниной (609 рублей) и эчпочмак (49 рублей) с сентября не изменились, но за год повышение чувствуется: пельмени подорожали — на 1,5%, говядина на 12,7%, а эчпочмак — на 16,7%.
Брауншвейгская колбаса позволит немного сэкономить, и то благодаря изменению ассортимента: в этот раз самой доступной оказалась колбаса от «Мираторга» по 1,3 тыс. рублей за кило
В свою очередь, брауншвейгская колбаса позволит немного сэкономить, и то благодаря изменению ассортимента: в этот раз самой доступной оказалась колбаса от «Мираторга» по 1,3 тыс. рублей за кило. Это дороже, чем в сентябре (плюс 7,5%), но по сравнению с декабрем 2021-го колбаса подешевела на 0,7%.
Такая «красивая» ценовая картинка, по мнению Яшенковой, может привести к серьезным последствиям в будущем. «Рекордный урожай зерновых и корнеплодов позволил удержать низкие цены на муку, крупы, свеклу, картофель, морковь и производные. Хорошо, что не произошло роста цен, которого все, в том числе я, ожидали. Но рекордный урожай означает, что конкуренция высока, и средняя маржа у производителя сокращается. Ситуация, когда мы входим в сезон с сокращенной маржой и увеличенными расходами на запчасти, сложные комбикорма из-за рубежа и прочим, дает основания ждать дальнейшего снижения маржинальности сельскохозяйственных игроков, которая и так не очень хорошо выглядит. Как следствие, в долгосрочной перспективе мы все же увидим рост цен», — комментирует Яшенкова.
Гречка сняла наконец «корону»: 0,8 кг этой крупы обойдется теперь в 53 рубля
Гречку, рис и масло обуздали социальными ценниками
Социальным ценникам в «Магните» можно приписать и ряд других заслуг. Например, царица полей гречка сняла наконец «корону»: 0,8 кг этой крупы обойдется теперь в 53 рубля, что на 25% дешевле, чем в сентябре, и на 23% меньше, чем в декабре прошлого года. А уж после июньских 94 рублей за пачку падение цены и вовсе подкатывает к 50%. Причем опустились ценники не только на крупу с пометкой «соц-»: например, гречка от «Макфы» еще в июне этого года стоила 139,99 рубля за пачку, а полгода спустя — 112,99 рубля (минус 19%).
Зато рис продолжает «держать оборону». По сравнению с сентябрем он тоже подешевел, теперь «социальный» рис линейки «Каскад» от производителя «Агро-Альянс» стоит 58,9 рубля за 800-граммовую пачку, что на 13% дешевле, чем в сентябре. Но по сравнению с прошлым годом рис все же остается дорогим удовольствием — плюс 40%. Тенденция прослеживается и по «несоциальным» и неакционным позициям. Взять, например, круглозерный рис от бренда «Увелка». В июне пачка без акций обходилась в 99,99 рубля, сейчас — 112,99 рубля, плюс 13% за полгода.
В «Бахетле» цену определяет ассортимент. Не найдя крупы производства «Бахетле», мы отправили в корзину самый дешевый из представленных вариантов — рис бренда «Мистраль» стоимостью 203 рубля за 0,9 килограмма. Из-за этого цена на рис выросла за квартал на 128,1% (89 рублей стоила пачка в сентябре), по сравнению с годом — на 35,4%. Зато рис для ризотто стал наиболее подешевевшим продуктом в корзине «Бахетле»: упаковка марки «Националь» обойдется всего в 80 рублей за 0,35 кг, что на 28,4% дороже, чем в сентябре этого года, но на 56,6% дешевле, чем в декабре 2021-го.
Эксперты, напомним, еще в начале лета прогнозировали рост стоимости риса из-за нехватки воды в рисовых чеках в период сева в связи с аварийной ситуацией на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае
Федеральные эксперты, напомним, еще в начале лета прогнозировали рост стоимости риса из-за нехватки воды в рисовых чеках в период сева в связи с аварийной ситуацией на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае.
Зато не сильно облегчит кошельки казанцев цена на подсолнечное масло. Снова сработал социальный ценник, под которым в декабре в «Магните» продается масло «Миладора» по 69,99 рубля за бутылку (минус 13% за квартал и минус 25% к декабрю прошлого года). Даже стабильная «Золотая семечка», стоимость бутылки которой меняется достаточно редко, снизилась в цене: теперь за литр масла нужно отдать 123,99 рубля, что на 5% дешевле, чем в сентябре 2022-го.
В «Бахетле» сразу несколько марок импортного оливкового масла продавалось по акции. Самой доступной оказалась бутылка итальянского Divo за 249,90 рубля
В «Бахетле» корреспондентам «БИЗНЕС Online» тоже повезло с маслом — сразу несколько марок импортного оливкового масла продавалось по акции. Самой доступной оказалась бутылка итальянского Divo за 249,90 рубля, что на 23% дешевле, чем в сентябре, и всего на 6% дороже по сравнению с прошлым годом.
В магнитовской корзине молоко «Моя цена» подросло в цене скромно
«Скромные» макароны и «улетевшая» молочка
Увы, но социальными ценниками и сезонным снижением стоимости овощей дело не обходится: некоторые товары в продуктовых корзинах подорожали, причем прилично. Взять хотя бы молочку: в магнитовской корзине обе молочные позиции показали рост что к кварталу, что к году. Но если молоко «Моя цена» подросло в цене на скромные 1% и 5% соответственно, то «Домик в деревне» подорожал на 60% к году с 67 почти до 108 рублей за неполный литр!
В «Бахетле» ценники на молочные продукты спасают разве что акции. Взять сливочное масло: самым доступным на момент нашего похода по магазинам оказался акционный бренд «Ижмолоко» — 607,2 рубля за 1 килограмм. В сравнении с сентябрем масло даже немного подешевело, а по итогам года подорожало почти на 25% с 471,7 рубля за 1 кг в декабре 2021-го.
В «Бахетле» ценники на молочные продукты спасают разве что акции. Взять сливочное масло: самым доступным на момент нашего похода по магазинам оказался акционный бренд «Ижмолоко» — 607,2 рубля за килограмм
Самое доступное в премиальной сетке молоко (на сей раз это был литр от бренда «Васькино счастье») подорожало за год на 5,2% (в декабре 2021-го литр можно было купить за 78,5 рубля). Йогурт «Активиа» упал в цене, но только благодаря акции: 150 г обойдется в 43,7 рубля, что на 13,6% дешевле, чем в сентябре этого года, и на 4,1% дешевле, чем в декабре прошлого.
Вероятно, всему виной рост цен на сырое молоко: как сообщила на днях председатель совета молочного союза России Людмила Маницкая, в первом полугодии 2022-го цены подросли на 20%, к концу года показатель может достигать 30%. Но что касается молочки, то ассортимент торговых сетей широк и позволяет найти альтернативу, например, взлетевшему в цене «Домику в деревне». Причем не без помощи татарстанских производителей, считает независимый эксперт по ретейлу, консультант поставщиков торговых сетей, учредитель отраслевого портала «Продукт. Медиа» Михаил Лачугин.
Если два года назад бесспорным лидером в молочке был Danone, то теперь так не скажешь: много крупных производителей, в том числе из Татарстана, вышли на федеральный уровень. Это «Милком», «Вамин», Казанский молочный завод.
«Это позитивный момент, безусловно, потому что конкуренция на полке должна быть. Но в целом выбор стал более скудным. Если в прошлые годы торговые сети могли держать какие-то позиции, чтобы они просто были, то теперь такие времена прошли, сети стараются ассортимент оптимизировать, чтобы каждое место на полке отбивало издержки на свое содержание», — продолжил Лачугин.
В корзину «Бахетле» мы отправили самую дешевую отечественную вермишель — на этот раз от бренда «Щебекинские»
Вне социальных ценников держатся и макароны. В корзину «Бахетле» мы отправили самую дешевую отечественную вермишель — на этот раз от бренда «Щебекинские». С сентября ценник на них не изменился, все те же 81,8 рубля за 400 граммов. Однако за год они подорожали на 53,7% — в декабре 2021-го их можно было купить за 53,2 рубля. То ли дело импортные макароны: итальянские спагетти Zaffiri по 139 рублей за полкило оказались самыми доступными из импорта, за год позиция поднялась в цене на 7,8%.
Подорожал и эконом-вариант из «Магнита»: в корзину мы отправляем самые доступные макарошки — СТМ «Моя цена», по 19,99 рубля за пачку в 400 граммов. За год даже эта супердешевая позиция прибавила в цене 18%.
Буханка «Сельского» от БКК держится на уровне 46 рублей, за квартал и год цена не изменилась
Не радуют и цены на хлеб. Буханка «Сельского» от БКК держится на уровне 46 рублей, за квартал и год цена не изменилась. Удержать хлеб в ценовой узде помог отказ от упаковки: если в декабре 2021-го в корзину отправилась буханка в пакете, то теперь ее нет. «Новый» хлеб за три месяца даже подешевел на 25%, но тому виной фасовка: если в сентябре в корзину отправлялись пакеты нарезанного хлеба весом в 300 г, то теперь — в 600 г, которые более выгодны. Однако по итогам года стоимость и этого продукта выросла на 17%.
В «Бахетле» хлеб и вовсе в топе самых подорожавших позиций, но всему виной ассортимент: на полках двух магазинов сети Муслимы Латыповой удалось найти только один вид бородинского хлеба — от производителя «Рижский хлеб» — по 93,2 рубля за 400 граммов. Рост цены по итогам года составил почти 200%! Причина в том, что до этого мы отправляли в корзину хлеб собственного производства «Бахетле» по 48 рублей за тот же вес (год назад он стоил 44 рубля).
Зато в части красной рыбы смена ассортимента сыграла на руку. Марка «Русское море» предлагает слабосоленую семгу по 2 360 рублей за 1 килограмм. Это на 26,3% меньше сентябрьских 3,2 тыс. рублей. И все же за год рыба подорожала в сети Латыповой почти на 29%: в декабре 2021-го самую дешевую марку можно было купить по 1 833 рубля за 1 кило.
Премиальный чай Golden Ceylon от Greenfield показал рост ценника свыше 50% к году
Привет из «красной» зоны: в лидерах ценового антирейтинга — кофе, чай и майонез
Если приглядеться к таблицам нашего индекса, то продуктовые позиции можно поделить на три зоны. В «зеленую» отправим лидеров дефляции и те товары, ценники на которые остались на уровне или даже ниже, чем в прошлом году. Туда попадут «социальные» продукты — овощи борщового набора, куриное мясо, яйцо, хлеб, недорогое молоко и масла по социальным ценникам. За ценами на эти позиции власти следят на разных уровнях.
В «желтую» зону могут отправиться умеренно подорожавшие макароны, хлеб, бананы (цены на которые в «Магните» удалось удержать на уровне прошлого года). Сюда же попадает сахар, который, несмотря на совсем несладкие события вокруг него в первой половине этого года, подорожал «всего» на 16% год к году.
В «красную» зону стоит отправить позиции, над которыми не властны ни социальные ценники, ни иные регуляторы. Например, кофе: Nescafe Gold демонстрирует 50-процентный рост за год: если в декабре 2021-го пачку можно было купить за 231 рубль, то в декабре 2022-го — за 346 рублей с той же скидкой в 45%. Еще «страшнее» история с чаем: сразу обе позиции в магнитовской корзине, что доступная «Принцесса Канди», что более премиальный Golden Ceylon от Greenfield, показали рост ценника свыше 50% к году. Если в декабре прошлого года 100 г «Принцессы» стоило 44,99 рубля (полный ценник — 49,99 рубля), то год спустя — 67,99 рубля. Та же история с Greenfield: с мартовских акционных 82,5 рубля за 100 г цена к лету доросла до 129,9 рубля и больше не опускалась, демонстрируя подъем к году в 53%.
Подорожал и чай в корзине «Бахетле». Правда, на полках двух магазинов не оказалось пакетированного Ahmad Tea English Breakfast, в наличии были только листовые варианты по 100 и 200 г (они обычно дешевле пакетированных). При пересчете на пакетированные граммы (в таких упаковках 50 г чая разделено на 25 пакетиков) цена составила 115 рублей за пачку. Это на 0,8% дороже, чем в сентябре, и почти на 28% больше, чем в декабре 2021-го.
В «Бахетле» майонез Mr.Ricco за год подорожал аж на 42,9% — за упаковку в 400 мл придется выложить 99,99 рубля, и то по акции
В лидеры ценового антирейтинга выбился майонез. Ранее мы отмечали, что примерно с марта на полках «Магнита» подросла доля соусов пониженной жирности. Но дешевле от этого продукт не стал. Например, ведро майонеза «Моя цена» в декабре прошлого года без акций стоило 139,99 рубля при жирности в 67%, теперь тот же продукт жирностью в 50,5% стоит 149,99 рубля со скидкой в 25%. Но в предновогоднюю корзинку «Магнита» отправился самый доступный соус, на этот раз под брендом «Слобода»: за пакет провансаля жирностью 67% объемом в 800 мл просят 149,99 рубля. Несмотря на акционную скидку в 25%, за год цена на данный соус в «Магните» выросла на 36%.
Неоднозначная ситуация с соусами и в «Бахетле»: майонез Mr.Ricco за год подорожал аж на 42,9% — за упаковку в 400 мл придется выложить 99,99 рубля, и то по акции. Акции же спасают ценники на кетчуп: благодаря скидке в 35% за 350-граммовую пачку кетчупа Mr.Ricco нужно заплатить всего 82 рубля, что на 9,3% дешевле, чем в сентябре, но на 16,7% больше, чем в декабре прошлого года.
В «Магните» на выбор покупателю кола нескольких российских брендов, в том числе от «Очаково». Вот только за квартал отечественный напиток подорожал сразу на 33%, а в годовом сравнении с классической колой оказался дороже на 6%
Любопытная история происходит с газировками. В магнитовскую корзину мы на протяжении почти 8 лет отправляли двухлитровую бутылку классической Coca-Cola. Но после начала СВО PepsiCo и Coca-Cola ушли с российского рынка, и уже в сентябрьском «Индексе» мы заменили аутентичную колу на ее российский аналог — Cool Cola от «Очаково». Что мы имеем спустя три месяца: импортозамещение, похоже, удалось, полки с газировкой пустыми не выглядят, на выбор покупателю кола нескольких российских брендов, в том числе от «Очаково». Вот только за квартал отечественный напиток подорожал сразу на 33%, а в годовом сравнении с классической колой оказался дороже на 6%.
В «Бахетле» заметили целую тележку с «настоящими» Sprite и Fanta. С одной стороны бутылки на этикетке привычные надписи на латинице, с другой — арабские. Цена за полторашку — 159 рублей
В «Бахетле» зарубежные бренды не отпускают. Проходя мимо полок, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил целую тележку с «настоящими» Sprite и Fanta. С одной стороны бутылки на этикетке привычные надписи на латинице, с другой — арабские. На бутылке есть русифицированная наклейка, которая гласит, что розлив был произведен в Иране под контролем Coca-Cola Company. Оригинальной колы замечено не было. Цена за полторашку имеющихся напитков составляет 159 рублей. «БИЗНЕС Online» попросил «Бахетле» раскрыть детали параллельного импорта, но компания не ответила на наш запрос.
Независимый эксперт по ретейлу Лачугин пояснил, что такая практика для ретейла — обычное дело: покупатель хочет видеть на полках оригинальные бренды, магазин идет навстречу. «Много продукции стало поставляться из стран, которые раньше были для нас экзотическими: Иран, Афганистан, — комментирует он. — Далеко не все бренды ушли из России — та же Coca-Cola осталась, просто называется теперь по-другому. В следующем году, когда они возобновят рекламно-маркетинговую активность, они вытеснят с полок большинство всяких неизвестных производителей, которые резко начали разливать колу из китайских концентратов и подумали, что они сейчас захватят рынок. Подобное можем наблюдать уже с Nestle, которая вывела из России марки Nesquik и KitKat, но заменила их другими и то же самое производит под другими марками».
По мнению экспертов, торговые сети продолжат оптимизировать ассортимент, поскольку доходы населения едва ли подрастут
Итоги года: корзина «Магнита» подорожала на «инфляционные» 12%, корзина «Бахетле» — на 15%
В итоге эксперимент с социальными ценниками, сокращение ассортимента и удачный урожай спасли покупателей от шокирующих чеков в продуктовых магазинах. Корзина «Магнита» стоимостью 3 024 рубля за квартал подорожала на 5%, а за год, несмотря на все турбулентности 2022-го, на 12,7%, что на уровне официальной инфляции. В свою очередь, индекс «Магнит „базовый“», куда входят только продукты первой необходимости, за три прошедших месяца подешевел на 10% и символически подрос на 1% по итогам года. За минимальный набор продуктов в декабре 2022-го придется отдать 1 009 рублей.
Выше уровня инфляции скакнула премиальная корзина от «Бахетле»: продуктовый набор в декабре этого года обошелся нашим корреспондентам в 9 363 рубля, что на 15% дороже, чем в 2021-м. При этом за квартал она даже подешевела на 5%. Для сравнения: в 2021 году индекс «Магнита» подрос сразу на 22%, «Бахетле» — на 20%. В 2020-м соответствующие показатели достигали 12,5% и 3,3% соответственно.
Эксперты считают, что цены удержали сами ретейлеры: не разгуляешься, когда покупательная способность продолжает падать. «Не нужно забывать, что сейчас, перед Новым годом, оборот продаж очень высокий, это дает торговым сетям возможность по отдельным категориям не повышать цены, а снижать. Поэтому удивляться снижению цен на продукты не стоит. Если бы цены поднимали сейчас, то люди просто меньше бы покупали, то есть ретейлеры зарабатывали бы в денежном выражении не больше, чем в прошлые годы. Они просто скорректировали ассортимент, убрав позиции наиболее дорогие и те, которые больше издержек представляют при продаже и сортировке. Насколько я знаю, крупным агрохолдингам хорошо помогли различными субсидиями. Они смогли немного снять нагрузку с потребителей и ретейлеров», — считает Лачугин.
Чего же ждать рядовому татарстанцу в 2023-м? Сохранятся ли низкие цены, снимут ли социальные ценники, ограничивающие заработок торговых сетей? Несмотря на окончание нестабильного 2022-го, эксперты не рискуют делать прогнозы. Яшенкова считает, что первые тренды 2023-го можно будет разглядеть разве что в марте, когда, например, сойдут на нет запущенные весной этого года меры поддержки аграриев или социальные ценники в торговых сетях. «Ничто не говорит нам, что ситуация может кардинально улучшиться или цены упадут. Возможное окончание спецоперации может сильно все поменять, развернуть ситуацию в позитивную сторону. Развертывание огромных проектов с другими странами тоже может сильно повлиять на ситуацию. Я бы не рискнула до марта давать прогноз», — призналась эксперт.
Осторожничает и Лачугин. По его мнению, торговые сети продолжат оптимизировать ассортимент, поскольку доходы населения едва ли подрастут. «Держать элитные товары, широту ассортимента торговым сетям смысла нет, — заметил он. — А что касается собственных марок торговых сетей, то в 2023 году по инерции рост их числа еще произойдет, но, скорее всего, он достигнет предела. Ретейлерам нужно будет заниматься качеством продвижения, продаж и позиционирования своих марок. Региональные крупные игроки продолжат завоевывать свое место на полке. Именно крупные, состоявшиеся, имеющие определенные ресурсы, базу финансовую, возможности и понимающие, как нужно продвигать на рынке свою продукцию в текущих условиях. Это все в случае, если не будет каких-то катаклизмов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.