«Естественно, все, что закупается за валюту, будет соответствующим образом дорожать в рублях, в том числе машины, запчасти», — комментирует гендиректор «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев ситуацию с курсом рубля. Чтобы остановить падение нацвалюты, Банк России во вторник экстренно поднял ключевую ставку на 3,5% до 12% годовых. Несмотря на это, рубль растерял утренний рост и перешел к резкому снижению. Других мер от финансовых властей пока не видно. Между тем ценники уже начали переписывать производители продовольствия, дорожает электроника и стройматериалы. От стремительного подорожания должны спасти прежние запасы, говорят аналитики. Но бизнес уверяет, что таких запасов нет. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Совет директоров ЦБ во вторник провел экстренное заседание, на котором повысил ключевую ставку на 3,5% до 12% годовых
ЦБ задрал ставку, а рублю все равно
Совет директоров ЦБ во вторник провел экстренное заседание, на котором повысил ключевую ставку на 3,5% до 12% годовых. За последние 10 лет внеочередное заседание собиралось лишь трижды, последний раз — во время шока февраля 2022-го. Тогда ключевую ставку подняли сразу на 10,5%. Шок августа 2023-го, судя по всему, уже наступил, и теперь Банк России снова пытается снизить градус тревоги. Только анонс повышения ставки вчера запустил распродажу доллара и опустил курс американской валюты ниже психологической отметки в 100 рублей.
Но других мер для укрепления нацвалюты пока не видно. Несмотря на повышение ставки, рубль во вторник растерял весь утренний рост и ближе к полудню перешел к снижению. Сейчас доллар торгуется выше 98 рублей, юань — по 13,4 рубля, евро выше 107 рублей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» во вторник посетил отделения двух крупных банков Казани, но ажиотажа с распродажей валюты (которая бы помогла рублю) не обнаружил. В отделении на улице Декабристов рассказали, что доллары и евро можно и продать, и купить, а особенного наплыва посетителей нет.
К срочному ужесточению денежно-кредитной политики финансовые власти подтолкнули как минимум два фактора. Первое — это символические 100 рублей за доллар, которые не добавляют спокойствия гражданам и бизнесу. Второе — угроза разгона инфляции. Рост цен уже начался, и в среднем за последние три месяца он составил 7,6% в пересчете на год. К концу 2023-го инфляция может составить 5–6,5%, прогнозирует регулятор. На этом фоне встает вопрос: когда нынешнее падение рубля «перетечет» в ценники на товары и услуги? Этот эффект не стремительный, потому что пока у импортеров есть запасы ранее закупленного товара, утверждают аналитики. Правда, у бизнеса иная позиция.
С учетом опыта валютного кризиса 2015–2016 годов мощного роста цен в непродовольственной рознице стоит ожидать в ближайшие 9-12 месяцев
Когда перепишут ценники?
Первые ласточки уже есть. Так, на прошлой неделе крупные производители чая и кофе анонсировали повышение цен для ретейлеров с сентября, объяснив свои действия девальвацией рубля. Накануне стало известно, что цены повышает на 5–10% крупный производитель соусов «Эссен Продакшн АГ». Рост цен объясняли в том числе удорожанием упаковки и иных материалов для производства, зависящих от курсов валют и логистики. 12 августа профильные издания обратили внимание на резкое подорожание видеокарт, процессоров и других комплектующих для ПК, а также консолей. Некоторые производители техники обещали поднять цены еще в начале июля.
С учетом опыта валютного кризиса 2015–2016 годов мощного роста цен в непродовольственной рознице стоит ожидать в ближайшие 9–12 месяцев, рассуждает в своем телеграм-канале финансовый аналитик Павел Рябов. Он предсказывает полгода интенсивного роста цен и «еще около года высокой фоновой инфляции». «С июля 2023 года процесс пошел и будет набирать обороты», — отметил Рябов.
Вероятнее всего, годовая инфляция будет на уровне 6,5%, спрогнозировал в беседе с «БИЗНЕС Online» аналитик, эксперт по финансовым рынкам Дмитрий Голубовский. «Если учесть, что у нас последняя волна девальвации пошла с середины лета (до этого курс был в более или менее приемлемых рамках), то уже сейчас мы должны увидеть переписанные ценники на товары. Временной лаг, с которым обычно поднимают цены, — от одного месяца до трех на товары недлительного хранения. А на технику дольше будут держаться старые цены», — сказал собеседник нашей газеты.
«Если курс вернут в коридор, который когда-то обозначило правительство (80–90 рублей за доллар), тогда цены на товары длительного пользования будут подниматься медленно и с большим временным лагом. Потому что складские запасы довольно большие. Плюс это такой эластичный спрос, и если люди на чем-то могут сэкономить, то на этом. Соответственно, сокращение спроса приведет к тому, что цены не будут резко подниматься. А вот цены на такие вещи, как кофе и чай, то, к чему люди привыкли и не будут отказываться, вырастут быстро», — отметил Голубовский.
У дилеров есть запасы автомобилей, закупленных ранее, но они небольшие, потому что на рынке в целом наблюдается дефицит машин
Что говорит бизнес?
«Естественно, все, что закупается за валюту, будет соответствующим образом дорожать в рублях, в том числе машины, запчасти», — прокомментировал ситуацию с курсом в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «УК „ТрансТехСервис“» Вячеслав Зубарев. Он не сомневается, что «процесс переписывания ценников пойдет». По его словам, у дилеров есть запасы автомобилей, закупленных ранее, но они небольшие, потому что на рынке в целом наблюдается дефицит машин.
Никто не откажется от возможности перестраховать себя и повысить цены, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль. «Я сейчас говорю в основном о новых автомобилях и производителях, которые сейчас работают в России. Поэтому точно, все автомобили подорожают, я в этом уверен. Если говорить об автомобилях с пробегом, они тоже подорожают по нескольким причинам: во-первых, дорожает курс, во-вторых, добавились утильсборы, в-третьих, растет логистика и так далее. В-четвертых, что не менее важно, усиливаются проблемы с привозом. Не все страны готовы отгружать в Россию», — указал собеседник нашего издания.
По словам Мигаля, параллельный импорт точно будет дорожать, а на этом фоне начнут расти цены на внутреннем. Причина — дефицит машин, который будет актуален в ближайшие 3–5 лет. «Что касается запасов. Я не знаю, что за эксперты, но запасов товаров в России ни у одной нормальной компании нет. Запасы равны там двух неделям. Если это запасами называть, то окей. Если мы говорим про год-полгода, то я не знаю, о каких запасах идет речь, таких не существует», — добавил спикер.
«Какое-то удорожание» на строительные материалы и оборудование будет, предупредил на прошлой неделе министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин
«Какое-то удорожание» на строительные материалы и оборудование будет, предупредил на прошлой неделе министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин. Застройщики, по нашим данным, уже фиксируют рост цен на 15–30%. «У поставщиков всегда один ответ: „Валюта растет“, — поделился в беседе с „БИЗНЕС Online“ владелец строительной компании „Бриз“ Андрей Беляков. — Все дорожает. В производстве кабельной продукции, сшитом полиэтилене большая доля импортной составляющей из Китая. Юань тоже растет! Объективно понимаю, потому что у самих за год в организации дважды поднялась зарплата на 25–30 процентов. Запасы? Бетоном разве запасешься? Кирпичом еще можно, будет лежать».
Помимо крупных девелоперов, взлет цемента сильно ощущают и те, кто самостоятельно занимается строительством. Стандартный мешок в розницу сейчас стоит 500–600 рублей. Для сравнения: летом 2021 года мешок обходился в 300–350 рублей.
«Очевидно, что рынок электроники и бытовой техники сильно зависит от курса международных валют, потому что все взаиморасчеты происходят в долларах, евро или юанях. Конечно, это оказывает влияние на себестоимость продукта. А как это будет транслироваться на розничные цены, вопрос к каждой конкретной компании», — заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» представитель ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «РАТЭК» (объединяет «М.Видео-Эльдорадо», Huawei, LG, Samsung и др.) Антон Гуськов. По его словам, рост цен окажется особенно ощутимым, если рост курса будет «долгим и заметным». Сейчас некоторые продавцы еще изыскивают возможности, чтобы снизить влияние волатильности.
Гуськов также подчеркивает, что если запасы техники и есть, то их немного. «Потому что сейчас все поставки формируются за счет предоплаты. Чтобы что-то купить, надо сначала оплатить. До весны 2022 года была система товарных кредитов, которая позволяла ретейлерам получить товар, а после продажи — вернуть за него деньги. После того как многие международные производители поставили на паузу свое присутствие, схема поставок совершенно поменялась. Теперь стало по предоплате: сначала деньги, а потом товар. В условиях предоплаты большие товарные запасы невозможны», — добавил Гуськов.
Рост цен окажется особенно ощутимым, если рост курса будет «долгим и заметным». Сейчас некоторые продавцы еще изыскивают возможности, чтобы снизить влияние волатильности
Сооснователь татарстанского бренда одежды «Энн» Светлана Зайнутдинова отмечает, что все расчеты за логистику идут в долларах, она дорожает. Часть продукции бренда отшивается в Турции и Китае. «Ждем поставку коллекции. Мы рассчитывали на одну сумму, теперь она больше на 20 процентов, эквивалентно росту доллара. Сейчас отшивается нарядная коллекция, там ждем повышения стоимости тканей, если, конечно, доллар не снизится. Это очень ощутимо для любого бизнеса, но деваться некуда», — рассказывает Светлана. Предприниматель уточняет, что цены на новую коллекцию удержит, потому что основные расходы — на ткани и пошив — оплачены по старому курсу доллара. Но будущие коллекции, возможно, подорожают, если курс не снизится. Насколько дороже обойдется покупателю модная одежда, в «Энн» пока не просчитывали.
«По сравнению с 2022-м ситуация пока попроще. Тогда к скачкам валюты присовокупилось падение покупательской способности. Сейчас пока ситуация не такая жесткая. Но за два года постоянно меняющейся ситуации в экономике страны делать какие-либо прогнозы невозможно. Что произойдет дальше с нынешней ситуацией, предсказать сложно, но мы на это реагируем спокойно, будем действовать исходя из ситуации. Безвыходных положений нет», — резюмирует Зайнутдинова.
Цены на запчасти давно переросли показатели прошлого года
Цены на запчасти давно переросли показатели прошлого года, подчеркнул в разговоре с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор магазина автозапчастей для иномарок AiD Auto Игорь Дробот. И это несмотря на то, что буквально недавно компания фиксировала некоторую стабилизацию роста стоимости автозапчастей. Некоторые позиции даже упали в цене, но теперь «инфляция выравнивает эти стоимости». «Вот сейчас приценился человек к товару, который он брал 14 дней назад. Та же самая запчасть, того же производителя. Изменение цены ровно на 10 процентов. И это масс-маркет-производитель, запасы которого в стране обширны!» — привел пример спикер.
Волатильность ощутили и туроператоры. Если в дальнейшем курс доллара и евро станут расти, то спрос именно на заграничные поездки будет уменьшаться, прогнозирует директор туроператора «Легенда» Алсу Кузнецова. «Это связано не только с тем, что нужно оплатить турпродукт непосредственно сам, но и нужно непосредственно тратить деньги там на месте. В этом году, например, турецкое направление, которое всегда считалось наиболее доступным, выросло в цене практически в 5 раз и вошло в топ-5 одних из самых дорогих направлений, и рост цен отразился не только на турпродукции, но еще и на расходах туристов уже на месте. Люди жалуются, что рестораны очень сильно подорожали, вещи в магазинах, вход на пляжи, вечеринки, концерты стали дороже», — сказала она.
Волатильность ощутили и туроператоры. Если в дальнейшем курс доллара и евро станет расти, то спрос именно на заграничные поездки будет уменьшаться
Пора закупаться?
Покупать автомобиль сейчас или нет, каждый должен решить сам, но падения цен вряд ли стоит ждать, отметил Зубарев. «У меня, как человека, обладающего определенным житейским опытом, на это (снижение цен в дальнейшем — прим. ред.) надежда очень слабая», — сказал собеседник нашей газеты.
«Если собираешься покупать машину и на рынке есть то, что тебе надо, надо просто брать, не искать лучшего времени, что цены упадут. Я думаю, в ближайшие годы рынок падать никуда не станет, но при этом хорошая новость, что 50 миллионов автомобилей у нас на рынке есть, без машин мы не останемся, так или иначе ездить будет на чем. Поэтому я считаю, что времена пройдем, будет все хорошо», — указал Мигаль.
Крупные покупки, если они планировались, надо совершать сейчас, потому что цены снижаться не станут и «никаких иллюзий быть не должно», предупредил аналитик Голубовский. «Дефляции (снижения цен — прим. ред.) снова не произойдет, и очень долго. Даже если сейчас рубль сильно укрепится, ценники останутся такими же», — указал эксперт. По его словам, единственная сфера, где цены могут начать снижаться и где стоит повременить с покупкой, — это недвижимость. Если ипотека сильно подорожает (а это вполне возможно с учетом повышения ключевой ставки до 12%), спрос сократится, и есть шанс найти хорошую распродажу от застройщика либо просто дождаться падения цен, сказал спикер. «Особенно если ЦБ [нынешнюю] ставку подержит 2–3 месяца. Потому что навес предложений большой, все, кто мог залезть долги, уже залез. И если сейчас ипотека подорожает, то рынок начнет сужаться», — добавил наш собеседник.
Покупатели, по его словам, в ситуации скачущей валюты предпочитают повременить с покупкой, но в итоге платят больше, отмечает Дробот. «Например, клиент запрашивал стоимость кузовной детали на автомобиль Ford Fusion месяц-полтора назад. Озвучена была стоимость в 15 тысяч рублей, которая клиенту показалось чрезмерной, и он решил воздержаться от покупки. В течение этих 1,5 месяца клиент каждую неделю интересовался об изменение стоимости. И спустя 1,5 месяца, когда стоимость достигла 18 тысяч, не выдержал и, видимо, опасаясь дальнейшего повышения стоимости, приобрел эту деталь. Не прогадал: ожидаемая стоимость этой же запчасти на данный момент составляет уже 20 тысяч рублей», — рассказывает Дробот.
Со стабилизацией курса наш собеседник ожидает стабилизации роста цен на автозапчасти, в «откат» цен компания не верит. «Даже при снижении курса валют на складах у дистрибьюторов будет некоторое количество товарных единиц, приобретенных по существующему курсу, и, как следствие, реализованы будут эти запасы с большим дисконтом только в случае лавинообразного падения курса валют и, соответственно, значительно более низких закупочных цен, что сегодня очень маловероятно», — резюмирует он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.