«Если параллельные классы открыты вплоть до буквы «Ф», то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс. Мы все ответственны за национальную среду в республике!» — призывал сегодня в Госсовете РТ вице-спикер Марат Ахметов. Комитет по образованию, культуре, науке и национальным вопросам впервые собрался сегодня после летних каникул и сразу погрузился в тему образования. Депутаты обсудили строительство новых школ, обеспечение сирот квартирами и контроль за деструктивными подростками. Но острее всего стояли темы нехватки кадров и обучению татарскому языку. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вместо заявленного в повестке министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина перед депутатами отчитывалась его заместитель Алсу Асадуллина
Новые школы и детсады, олимпиадники и квартиры для сирот
Вместо заявленного в повестке министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина перед депутатами отчитывалась его заместитель Алсу Асадуллина. Первый ее доклад был об итогах 2022 года (не поздновато ли?). И скорее даже не о ситуации в образовании, а об исполнении федеральных и республиканских программ. Ожидаемо итоги позитивные. Как следует из 60-страничного документа, программы обеспечили «позитивные изменения» в системе образования. Например, программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ» помогает повысить «социальный статус» татарского и русского. А в рамках программы «Развитие образования и науки РТ на 2014–2025 годы» в 2022-м удалось обновить техническую базу в 117 сельских школах.
В прошлом году для сирот, достигших 18 лет, закупили 600 квартир, рассказала Асадуллина и отметила федеральную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем». При этом из презентации следовало, что Москва дала на покупку жилья всего 56,1 млн рублей, а республика выделила 903,5 миллиона. В этом году для сирот купят еще 930 квартир. Уже после доклада директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов особенно переживал за сирот, которые жилье еще не получили (таковых оказалось больше 2 тыс. человек), и несколько раз переспросил, ставит ли минобрнауки перед собой цель полностью закрыть вопрос. Асадуллина заверила — такая цель стоит.
За счет бюджета и внебюджетных источников в Татарстане в 2022 году построили три детсада. По одному в трех районах — Буинском, Высокогорском и Нижнекамском, плюс 485 мест. Активная застройка практически закрывает потребности в местах, единственная болевая точка — Пестречинский район, отмечали ранее в ведомстве. И советовали жителям ЖК под Казанью водить детей в детсады столицы РТ, раз уж они все равно ездят на работу в город. Правда, местных такой вариант, судя по всему, не устраивает. Сейчас в Казани строится еще два детсада.
Чтобы обеспечить доступность дошкольного образования, минобрнауки в 2022 году создало на базе 15 детсадов консультативные центры. Здесь можно, по словам Асадуллиной, получить ответы на вопросы и «психологическую поддержку». Из доклада следовало, что центры весьма востребованы и уже оказали более 30 тыс. услуг. Правда, сколько семей решило вопрос, спикер не уточнила.
Из других достижений прошлого года — 9 новых школ на 7,2 тыс. мест. С начала этого года построено еще 11 школ на 9,7 тыс. мест, из них четыре в Казани. Отдельная часть выступления была посвящена успехам вузов и олимпиадников, сохранению татарского языка, гражданскому воспитанию детей… Под конец благостного доклада с обилием цифр сидевший слева депутат и директор Качаловского театра Александр Славутский уже с трудом отгонял сон.
Рима Мухамедшина: «Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежития для переезжающих из других регионов? Потому что такой демографической ситуации по школьникам нет нигде у соседей»
Ахметов: «Мы все ответственны за национальную среду в республике»
В школы Казани ежегодно приходят по 8-10 тыс. детей, и вопросы строительства новых образовательных учреждений и обеспеченности учителями стоят достаточно остро, подчеркнула депутат и гендиректор департамента продовольствия и соцпитания Рима Мухамедшина. Асадуллина в ответ заметила, что столица Татарстана находится в лидерах по количеству строящихся школ и их капитальному ремонту: «Нам даже некоторые (видимо, другие муниципалитеты — прим. ред.) вменяют это в вину».
А вот что касается кадров, то тут «огромный дефицит начиная с детских садов», признала замминистра. «Если мы возьмем количество выпускников, если они все 100 процентов придут в школы, то все равно не покроют потребности», — отметила она. Для привлечения учителей сейчас действует, например, система педагогических классов, идет набор на целевое обучение, а также возобновили грант «Наш новый учитель».
«Вот плюс 10 тысяч детей. Если простым подсчетом на 30 учеников в классе разделить, то это, очевидно, абсолютно новые рабочие места. Выпускников, вы говорите, не хватает. Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежития для переезжающих из других регионов? Потому что такой демографической ситуации по школьникам нет нигде у соседей», — предложила Мухамедшина. Кроме того, как заметили депутаты, можно рассмотреть вопрос о выдаче «подъемных» на решение жилищных вопросов.
Республика вкладывает огромные деньги в систему образования — 1/3 расходов бюджета, подхватил вице-спикер Госсовета Марат Ахметов. Он попросил дополнить доклад оценкой качества системы и формирования человеческого капитала. «Но меня волнует национальное образование», — признался председатель комиссии по сохранению и развитию татарского языка. И разразился 20-минутным монологом, конечно же, на татарском языке.
Марат Ахметов: «Если параллельные классы открыты вплоть до буквы «Ф», то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс»
«Я понимаю, что вы небезразличны. На родном татарском языке принудительно обучать тоже невозможно, и это понимаю. Правда, много людей, которые критикуют министерство образования, что у нас национальное образование хромает. Я не согласен с таким выводом», — отметил вице-спикер. При этом он посоветовал усилить контроль за содержанием национального образования — понаблюдать, сколько раз, например, директор посетил соответствующие уроки, насколько были активны сами учителя. «Я сын учителей и помню, как мои родители тщательно готовились к открытому уроку перед инспектором из райцентра. Сегодня говорят, что на уроки татарского языка и литературы никто не заходит. Тогда возникает вопрос: нужен ли твой труд кому-либо? Если никому не нужен, значит, и отношение к работе будет соответствующим. В этом вопросе министерство образования совместно со своими структурами должно усилить контроль», — подчеркнул Ахметов.
Также он поинтересовался, сколько татарских классов сформировали в 11 новых школах. Для примера он напомнил цифры за 2019–2021 годы. Тогда в Казани и Набережных Челнах был сформирован всего один класс с татарским языком обучения. «Нельзя избегать этой проблемы, прикрываясь причиной „Кому нужен язык?“», — призвал он. Также Ахметов попросил усилить при рассмотрении программы капремонта школ внимание национальным школам, которые пока «как-то остаются в тени».
«Если параллельные классы открыты вплоть до буквы „Ф“, то мы не должны довольствоваться тем, что среди них только один татарский класс. Мы все ответственны за национальную среду в республике. Если мы сохраняем язык, значит, сохраняем республику, Конституцию. Мы же не хотим стать Казанской областью?! Мы взволнованно обсуждаем даже маленькие изменения, которые вносятся в Конституцию, а тут не можем оценить, какая грядет масштабная опасность», — резюмировал он.
Из 500 тыс. несовершеннолетних, которые обучаются в 1 408 образовательных организациях, на внутреннем контроле находятся 42 тыс. несовершеннолетних. В системе ГИС «Электронное образование» их распределяют по категориям — зеленые, желтые и красные
«Вообще после военнослужащих вторая зарплата должна быть у учителя»
Второй доклад — о профилактике правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних — также зачитала Асадуллина. Тема серьезная, заметила она, и даже как будто «ужесточила» голос.
Из 500 тыс. несовершеннолетних, которые обучаются в 1 408 образовательных организациях, на внутреннем контроле находятся 42 тыс. несовершеннолетних. В системе ГИС «Электронное образование» их распределяют по категориям — зеленые, желтые и красные. В прошлом году такое разделение, отметила Асадуллина, вызвало большой резонанс среди родителей. 1,1 тыс. детей стоят «на профилактическом учете», еще 1,6 тыс. обучающихся находятся в социально опасном положении.
«Часто мы слышим нарекания от наших родителей, общественности, что ребенка ставят на внутренний контроль из-за каких-то мелочей, например отсутствия школьной формы. Это действительно является нарушением устава образовательной организации. И это очень часто может стать проявлением протеста или может сигнализировать нам о том, что в семье не все хорошо, сложная материальная обстановка. Это может стать началом проблем в будущем», — пояснила спикер. И отметила, что «зеленая зона» применяется исключительно для внутренней работы — для внимания классного руководителя.
Для борьбы с деструктивным поведением подростков в Татарстане ведется работа по организации их занятости, а также различные виды мониторинга, продолжила замминистра. Мониторинг показал, что в сфере воспитания еще остается ряд проблем, «связанных с недостаточной компетентностью педагогического коллектива и педагогов-психологов по работе с детьми группы риска». Для этого министерством проводятся обучающие семинары и тренинги. Осенью пройдут семинары по работе с детьми, чьи родители участвуют в боевых действиях в зоне СВО, т. к. «мы сегодня с этой травмой работать не умеем».
Гендиректор «Бала-Сити» Альбина Насырова напомнила о видео избиения подростками мальчика в соцприюте «Асылташ» Набережных Челнов и поинтересовалась, знают ли дети, что делать в таких ситуациях. Тут возникла бурная дискуссия. Асадуллина не стала комментировать само видео и призвала дождаться результатов проверки. Сейчас, по ее словам, в республике есть всевозможные телефоны доверия и горячие линии. Тем не менее их номера, призвали депутаты, надо транслировать там, где чаще всего и находятся дети, а не по телевизору.
Заместитель председателя комитета ГС РТ Людмила Рыбакова прервала дискуссию и попросила депутатов соблюдать регламент
В завершение к теме кадров вновь вернулся директор полилингвального комплекса «Адымнар» Айдар Шамсутдинов. Он зачитал сообщение директора школы №103 Рината Хабибуллина: «К великому сожалению, у нас сегодня не хватает кадров. Нет поваров — некому готовить, нет уборщиц — некому убирать. Главное, нет учителей — некому учить». Тут Славутский поинтересовался, а какая ситуация с зарплатами. «Дело не в зарплате», — быстро осадили его из зала. Но он продолжил: «У меня проблема найти просто в театр уборщицу, найти в отдел кадров человека. У меня такое ощущение, что люди работать не хотят. Я предлагаю хорошие деньги, мы не бедный театр, но никто не хочет идти работать. Вообще после военнослужащих вторая [по размеру] зарплата должна быть у учителя». «Без учителя военного не будет», — выкрикнул Рамиль Тухватуллин.
В итоге заместитель председателя комитета ГС РТ Людмила Рыбакова прервала дискуссию и попросила депутатов соблюдать регламент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 215
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.