«И радужный флаг, и чтение Оскара Уайльда и Марселя Пруста, и любовь к кинематографу Лукино Висконти — все что угодно может стать основанием для подобного рода вещей», — рассуждает эксперт «БИЗНЕС Online» об иске минюста о признании ЛГБТ экстремистским течением и запрете его деятельности в России. Судьбу обнаруженного российскими властями «международного общественного движения» решит Верховный суд 30 ноября. А пока общественные деятели сравнивают инициативу с запретом движения АУЕ*, вспоминают политику КНДР и ХАМАС и задаются вопросом: «У нас есть такая организация?» Подробности — в нашем материале.
Сегодня стало известно, что министерство юстиции подало в Верховный суд иск о признании «международного общественного движения ЛГБТ» экстремистским и о запрете его деятельности на территории России
Минюст РФ запишет ЛГБТ в экстремистов?
В феврале 2023 года известное сатирическое издание «Панорама» опубликовало заметку под названием: «ЛГБТ внесли в реестр экстремистских и террористических организаций». Сегодняшние новости в очередной раз подтверждают, что между сатирой и реальностью очень тонкая грань. И иногда она стирается. Сегодня министерство юстиции России подало в Верховный суд иск с требованием признать «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистским и запретить его деятельность на территории России.
В деятельности ЛГБТ-движения, отмечает в своем кратком сообщении ведомство, были выявлены «различные признаки и проявления экстремистской направленности, в том числе возбуждение социальной и религиозной розни». Других подробностей, в том числе деталей об упомянутом общественном движении, его происхождении и местонахождении, не приводится. Заседание в Верховном суде по этому иску пройдет уже 30 ноября.
Всего четыре дня назад, 13 ноября, замминистра юстиции Андрей Логинов представлял в Совете ООН доклад о состоянии прав человека в России. Он заявил, что в России законодательно запрещена «дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности», а «сдерживание демонстрации нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений не является формой порицания за них».
Ужесточать законы, так или иначе относящиеся к нетрадиционным сексуальным отношениям, в России начали в 2013 году. Тогда был принят закон о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних. В декабре 2022-го запрет на пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений, педофилию или смену пола» распространили уже среди людей всех возрастов. Он коснулся фильмов, книг, рекламы, публикаций в СМИ. Сайты с такой информацией должны были включать в реестр запрещенных с последующей блокировкой. Также введен запрет продавать товары с соответствующей символикой.
«Мы не запрещаем упоминание ЛГБТ как явления. Мы запрещаем именно пропаганду, и здесь крайне важны формулировки», — уверял тогда автор этой инициативы, депутат Александр Хинштейн. Он констатировал, что мир «сходит с ума» и сторонники ЛГБТ демонстративно занимают руководящие посты, тогда как Россия является «форпостом защиты и сохранения традиционных ценностей». За последние 10 лет число россиян, которые указывают на пропаганду ЛГБТ, увеличилось вдвое, оценивал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Наверное, самое «яркое» последствие этого закона — постоянные сообщения о штрафах для онлайн-кинотеатров, например «Кинопоиска» и ivi, Start и Premier, а также «Яндекса», за неудаление соответствующих материалов или отсутствие возрастных маркировок. Летом этого года в России требовали запретить показ голливудского фильма «Барби» и сами куклы Барби из-за пропаганды. Фильм, стоит отметить, все-таки частично дошел до кинотеатров.
Летом этого года в России требовали запретить показ голливудского фильма «Барби» и сами куклы Барби из-за пропаганды. Фильм, стоит отметить, все-таки частично дошел до кинотеатров
Чем грозит организации или движению признание его экстремистским?
Практика признания разных организаций экстремистскими и их запрещения началась в 2003 году с Национал-большевистской партии*. С тех пор преимущественно под запрет подпадали исламистские, религиозные и иностранные организации, например «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России»* или украинский «Правый сектор»*.
В случае признания любой организации экстремистской ее ликвидируют. Также вводится запрет на продолжение деятельности под угрозой уголовной ответственности, запрет на банковскую деятельность, организацию публичных мероприятий.
Свежий кейс минюста РФ интересен еще и тем, что формально централизованной организации, которая отвечала бы за все ЛГБТ-движение, не существует. Поэтому с оговоркой тут можно провести параллель с движением АУЕ* («арестантский уклад един» или «арестантское уголовное сообщество»*). Ее участникам может грозить уголовная ответственность по четырем статьям УК РФ:
- 280 УК РР («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», наказание вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет);
- 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», наказание вплоть до лишения свободы сроком до 6 лет);
- 282.1 УК РФ («Организация и участие в экстремистском сообществе», наказание вплоть до лишения свободы сроком до 10 лет);
- 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации», наказание вплоть до лишения свободы сроком до 12 лет).
«Будет поставлен серьезный заслон ценностям, которые разрушают Россию, уничтожая нашу идентичность. Работаем», — написала Екатерина Мизулина в телеграм-канале
«Мы реально скоро встанем в один ряд с КНДР, «Талибаном»* и ХАМАС»
Иск минюста РФ ожидаемо вызвал бурное обсуждение. «Мы реально встанем в один ряд с КНДР, Талибаном** и ХАМАС скоро, — резко отреагировала на инициативу журналистка Ксения Собчак в своем канале „Кровавая барыня“ (орфография и пунктуация авторов публикаций здесь и далее сохранены — прим. ред.). — Страшно представить, сколько депутатов Госдумы и членов правительства запрещать придется».
Известная своей борьбой с нетрадиционными ценностями глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина не стала скрывать, что организация приложила руку к «историческому событию». «Будет поставлен серьезный заслон ценностям, которые разрушают Россию, уничтожая нашу идентичность. Работаем», — написала Мизулина в телеграм-канале.
«Они реально взяли за образец ВКП (б)», — отмечает анонимный телеграм-канал «Интуиция подскажет». Канал «Мышьяк и старые кружева» сравнивает запрет ЛГБТ с запретом движения АУЕ*. «Имеет исключительно декларативный смысл, так как ни того, ни другого в виде „движений“ не существует. Зато с той самой декларативно-идеологической точки зрения это даже более мощный шаг для развода с Мировым Злом, чем любые санкции», — пишут авторы. Сразу несколько каналов задаются вопросом, что вообще считать «международным общественным движением ЛГБТ».
Вопросы инициатива минюста РФ вызвала у председателя СПЧ Валерия Фадеева. «А что за ЛГБТ-движение? У нас есть такое движение, такая организация?» — отметил Фадеев в беседе с изданием «Подъем». Телеведущий и депутат Госдумы Евгений Попов призвал сначала дождаться решения суда и отталкиваться от него. «Потому что даже радугу мы обсуждаем с вами широко и публично. Давайте не доходить здесь до абсурда, потому что невозможно запретить радугу, ветер, шторм, облака», — отметил он.
«Событие эпохальное, без преувеличения, потому что до сих пор угрозой национальной безопасности была коррупция, теперь, то ли на смену ей, то ли параллельно, пришла угроза нетрадиционных половых отношений», — отметил в телеграм-канале политолог Сергей Старовойтов. По его словам, минюст «начал очень крутую лоббистскую игру, которая больше политика и больше бизнес, чем пока кажется». «И еще один вопрос — как поступят с отечественной эстрадой. Запретят ли „Голубые огоньки“ и Шамана?» — задается вопросом Старовойтов.
«Кто будет рисовать на листах иерархическую вертикаль — от Главгея и ниже, к руководителям региональных ячеек? <…> Какое огромное и богатое пространство открывается и сколько народу озолотится в „разработке“ неожиданно найденных экстремистов», — пишет в своем канале «Хмурое утро» публицист Андрей Никулин.
«Критерии запретительных мер неясны и постоянно расширяются»
«ЛГБТ-движение подрывает моральные устои общества, разрушая его изнутри»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали об отношении к инициативе, порассуждали, почему она появилась именно сейчас и как будет исполняться.
Борис Межуев — профессор Института философии РАН, политолог:
— Идет такая инерция запретительного механизма, в частности касающаяся этого вопроса. Есть закон, запрещающий ЛГБТ-пропаганду, и, по всей видимости, есть тенденция повысить градус запрета. Запретительные меры связаны с войной цивилизаций, они касаются тех вещей, которые воспринимаются здесь неприемлемо с традиционной точки зрения.
Если посмотреть в широком смысле на ЛГБТ-идеологию, то она в некоторой степени революционно-экстремистская. Она нацелена на трансформацию общества, а не просто на признание прав определенных людей. С другой стороны, я не думаю, что сегодня ЛГБТ-движение конкретно в России может иметь какой-то серьезный резонанс. Хотя, безусловно, оппозиционные круги в России, очевидно, недовольные ситуацией (интеллектуальный класс), будет искать какую-то приемлемую на Западе идеологию и в ЛГБТ-движении.
Критерии запретительных мер неясны и постоянно расширяются. Принцип пропорциональности преступления и наказания не очень соблюдается. Мы видим, что за страшные преступления получают более легкое наказание, чем за преступления более мягкого характера, но в котором видят признаки политической крамолы.
И радужный флаг, и чтение Оскара Уайльда и Марселя Пруста, и любовь к кинематографу Лукино Висконти — все что угодно может стать основанием для подобного рода вещей. Пока мы находимся в такой невротической ситуации, можно ожидать любых эксцессов.
Руслан Нагиев — адвокат:
— Вероятно, сторонников движения будут выявлять, действуя по аналогии с привлечением к ответственности [участников] экстремистских сообществ — по местам проведения собраний, записям разговоров на этих собраниях, финансированию организации должна быть обнаружена символика и соответствующая литература. По статье 282.2 УК РФ за организацию экстремистского сообщества может грозить до 10 лет лишения свободы, за участие — до 6 лет.
«Свидетели Иеговы»* тоже признаны экстремистским сообществом. Но я не наблюдал судебной практики, которая бы показывала, что они совершают какие-то насильственные преступления. Но они своей деятельностью угрожают государству и обществу. На мой взгляд, ЛГБТ-движение тоже может угрожать, потому что подрывает моральные устои общества, разрушая его изнутри. Все-таки брак — это союз между мужчиной и женщиной.
Что происходит на Западе? У детей уже в детских садах начинают спрашивать, точно ли он хочет быть мальчиком или девочкой. Если это не запрещать, то все переходит в пропаганду, и даже родителей начинают третировать за то, что они навязывают мальчику быть мальчиком. Педофилия для кого-то тоже нормально, но это должно быть запрещено. И я считаю, что ЛГБТ — это такая же мерзость, как педофилия, это преступление и извращение.
P. S. Спустя несколько часов после иска минюста темы ЛГБТ коснулся президент России Владимир Путин, приехавший на санкт-петербургский международный культурный форум. Сербский режиссер Эмир Кустурица как будто специально отметил, что отменить русскую культуру невозможно, и раскритиковал культуру западную. Например, чтобы фильм победил в «Оскаре», в нем обязательно должны быть трансгендеры, гомосексуалы. «Они тоже, эти темы и эти люди (представители сексуальных меньшинств — прим. ред.), имеют право на то, чтобы выигрывать, оказывать, рассказывать. Потому что это тоже часть общества. Это тоже то, чем живут люди. Плохо, если только они выигрывают всякие конкурсы. Это стремление к равноправию. <…> Оно, это равноправие, должно быть везде, во всем, в том числе в конкурсах в сфере культуры», — отреагировал президент.
* запрещенная в РФ экстремистская организация или экстремистское общественное движение
** запрещенная в РФ террористическая организация
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.