Прошедший год стал позитивным для татарстанского авторынка. По данным агентства «Автостат», продажи новых машин бюджетного класса в республике выросли почти в 2 раза. Лидером остается бренд LADA, который за год увеличил свою долю еще на 2%. Отечественную марку кучно догоняют «китайцы», чья доля продаж в РТ выросла в 3 раза и составила 39,5%. Самый сильный удар кризиса приняли на себя бюджетные модели таких марок, как Nissan, Renault и Škoda. О том, на чем стали ездить татарстанские автолюбители и какие бренды завоевали республиканские дороги, — в материале «БИЗНЕС Online».
Продажи новых машин заметно увеличились, но, как и на рынке премиальных авто, рост состоялся относительно кризисного 2022 года
Рост продаж за 2023 год — почти в 2 раза
Автомобильный рынок бюджетного сегмента в Татарстане за последний год слегка окреп. Продажи новых машин заметно увеличились, но, как и на рынке премиальных авто, рост состоялся относительно кризисного 2022-го. Говорить о полном восстановлении пока рано.
По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам прошедшего 2023-го объемы продаж автомобилей массового сегмента увеличились по сравнению с 2022-м почти в 2 раза — если точнее, то на 184%. При этом пока еще не преодолено 20-процентное отставание от 2021-го — года «кризиса полупроводников», а также 25-процентное — от ковидного 2020-го. При этом сохраняющийся на протяжении всего года рост продаж на фоне отложенного спроса дает основания для оптимизма. Так, в II квартале транспортных средств (ТС) было продано на 19% больше, чем в I, в III квартале — на 37% больше, чем в II, в IV — на 9% больше, чем в III.
Продажи новых автомобилей экономсегмента в Татарстане за год составили 44,2 тыс. единиц. Основной причиной роста стал эффект низкой базы: в 2022-м продажи новых машин сильно просели из-за ухода основных производителей и возникшего после этого дефицита ТС. Относительно стабильный 2023 год по сравнению с 2022-м показал более позитивную динамику. Это можно связать и с выросшим производством на АвтоВАЗе, а также с китайской экспансией на территорию России. Причем некоторые модели из Китая, которые пришли на замену европейским маркам, показали не просто кратный, а даже 27-кратный и 50-кратный рост.
Стоит отметить, что показатели продаж автомобилей из Поднебесной прямо пропорциональны росту их популярности среди населения республики. Так, если в 2021-м доля продаж китайских машин составляла 13,8%, то за год эта цифра поднялась до 39,5%.
Если в 2022-м было реализовано 9 489 машин марки LADA, то в 2023-м — свыше 18,7 тысячи
LADA держит оборону
Несмотря на китайское нашествие, в структуре рынка по производителям безусловный лидер — бренд LADA. В 2023 году АвтоВАЗ нарастил свое производство на 70%, выпустив чуть больше 374 тыс. транспортных средств. Доля концерна на российском авторынке составила 35%, в Татарстане за год он сумел не только сохранить, но и увеличить свою долю до 42%. Марку LADA в РТ в отчетном периоде выбрали в 2 раза больше автолюбителей, чем годом ранее. Если в 2022-м было реализовано 9 489 машин марки LADA, то в 2023-м — свыше 18,7 тысячи. На общероссийском рынке в 2023-м продано 352,5 тыс. авто бренда (из них 138,5 тыс. ТС — корпоративные продажи), что, как и в РТ, почти в 2 раза больше, чем за весь 2022-й. Несмотря на то что в республике вырос спрос на марки LADA, доля региона от общероссийских продаж осталось на том же уровне — 5%.
В 2024-м АвтоВАЗ планирует выпустить 500 тыс. автомобилей. Линейка, состоящая сейчас из моделей LADA Granta, Vesta и Niva, должна расшириться к концу года. Предполагается запуск удлиненной версии Vesta — LADA Aura, а также возобновить выпуск LADA Largus и начать производство электрического Largus. При этом АвтоВАЗ закрыл проект LADA X-Cross 5 из-за прекращения работы с FAW: X-Cross 5 представлял собой перелицованный FAW Bestune T77, который собирали на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Самой популярной моделью на рынке Татарстана в ушедшем году является LADA Granta уже в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек. Суммарная продажа авто данной модели составила 12 290 единиц, увеличившись по сравнению с 2022-м в 2,4 раза. Доля продаж Granta в РТ внутри модельного ряда АвтоВАЗа увеличилась с 55 до 65,6%, а доля общей реализации автомобилей — с 21,8 до 27,8%. Основную часть продаж обеспечила Granta в кузове седан, на нее пришлось 6 282 регистрации новых авто, еще 3 863 — на машину в кузове хетчбэк. Если в начале 2023-го минимальная стоимость седана в дилерских центрах составляла 678 тыс. рублей, то сейчас Granta обойдется в 699 тыс., а в комплектации #Club — 999,9 тыс. вместо прежней 891 тыс. рублей.
В 2,6 раза увеличила объемы продаж «новая» Niva. Вернувшихся под крыло АвтоВАЗа Chevy Niva, которые освежились и теперь зовутся LADA Niva Travel, за 2023 год было продано 2 272 штуки против 885 в 2022-м. Все комплектации начинены 1,7-литровыми 80-сильными моторами, а минимальная цена выросла от 1 млн до 1,2 млн рублей. За специальные версии Niva Travel KHL и [Black] нужно выложить минимум 1,48 млн и 1,39 млн рублей соответственно против 1,29 млн и 1,2 млн рублей, действующих в начале 2023 года.
Объемы продаж классической, практически неизменной по форме с начала своего выпуска 4×4 выросли в 2,5 раза. Так, если в 2022-м ее купили только 813 татарстанцев, то по итогам 2023 года было реализовано 2 026 автомобилей. Пятидверная Niva, у которой показатели продаж падали и до пандемии, была зарегистрирована в органах ГИБДД всего 2 раза, что в 10 раз меньше, чем в 2022-м.
В 2,6 раза увеличила объемы продаж «новая» Niva
Свыше 2 тыс. продаж показала еще одна модель — LADA Vesta. Причем если Vesta Sedan выросла в продажах в 2,6 раза — с 782 до 2 015 единиц, то Vesta SW показала падение в 59 раз — с 704 до 12 штук. LADA Vesta NG, которая стала новинкой 2023 года, пока не доехала до Татарстана. Причина, скорее всего, в том, что она выпускается сейчас без подушек безопасности водителя и переднего пассажира, отсутствуют какие-либо кнопки на руле, нет подлокотника водителя, подогрева сидений, декоративных колпаков на штампованных дисках и парктроников. Видимо, не пользуется спросом.
Несмотря на то что еще в 2022 году АвтоВАЗ отказался от LADA XRAY, в Татарстане до сих пор остались поклонники этого «недокроссовера». За год каким-то образом было продано завалявшихся на складах 18 автомобилей данной модели, из которых 16 транспортных средств 2022 года выпуска, а два — 2021-го.
Что касается стоимости на 2024-й, то, по словам руководства завода, АвтоВАЗ не намерен повышать цены на автомобили LADA в ближайшее время, а неиндексация цен выше уровня инфляции — один из приоритетов компании на этот год.
На 2-м месте по количеству проданных российскими производителями машин — марка «Москвич». Правда, у возрожденного автомобиля из отечественного только марка. Пока «Москвич» — это китайский JAC, который собирают из машинокомплектов на столичном заводе, бывшем Renault. Из отечественного у него лишь шильдики да система «ЭРА-ГЛОНАСС» (но производители обещают постепенно заменять импортные детали на российские). С момента старта продаж в марте 2023 года завод реализовал в России более 15,3 тыс. ТС, в том числе более 1,5 тыс. электромобилей. В Татарстане за этот же период была реализована 971 машина, что составляет 6,3% от всех всероссийских продаж. 938 регистраций пришлось на «Москвич-3», 25 — на электрическую версию «Москвич-3Е», 8 регистраций взял на себя «Москвич-6» — большой лифтбек на базе JAC J7.
Бензиновый «Москвич-3» оснащается 136-сильным турбомотором объемом 1,5 литра. Он может комплектоваться как 6-ступенчатой механикой, так и вариатором. Цена на модель варьируется от 2,22 млн до 2,48 млн рублей (год назад — от 1,97 млн до 2,035 млн рублей). Электрический кроссовер «Москвич-3Е» с электромотором мощностью 68 л. с. с запасом хода до 410 км обойдется покупателю уже в 3,95 млн рублей против 3,5 млн в прошлом году.
Еще один российский автопроизводитель — УАЗ — порадовал своей продукцией почти в 1,9 раза больше поклонников. Если по итогам 2022 года в РТ было реализовано 157 машин, то в 2023-м — 292. Благодарить за это надо модель 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана приобретено 174 таких авто. Еще 110 продаж пришлось на пикап на базе Patriot, а 8 — на модель Hunter.
Кроме основных, уже известных производителей, есть и менее пока заметные марки. Так, российский автопроизводитель «Соллерс» выпустил на рынок рамный пикап Sollers ST6. Как и в ситуации с «Москвичом», машина построена на базе китайского JAC T6. Собираются ST6 на бывшем предприятии Mazda во Владивостоке и доступны с бензиновой или дизельной силовой установкой, на 6-ступенчатой «ручке». Автомобиль предлагается в двух версиях — Base и Comfort. Минимальная стоимость конкурента УАЗа — 2,4 млн рублей. По дорогам Татарстана пока разъезжает только один такой грузовичок.
Количество обладателей автомобилей Haval увеличилось с 1 090 до 5 094
Haval в Татарстане в тренде, как и в России
Как и по всей России, на 2-м месте по количеству зарегистрированных новых автомобилей в РТ в 2023 году расположилась китайская марка Haval — внедорожное подразделение Great Wall Motors. Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, четверть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом году, собрана в Китае.
Если на российском рынке объем реализации вырос в 3,5 раза — с 33,6 тыс. до 118,8 тыс. транспортных средств, то татарстанские автолюбители увеличили спрос к данной марке в 4,7 раза — количество обладателей автомобилей Haval увеличилось с 1 090 до 5 094. Доля бренда на республиканском рынке выросла с 4,5 до 11,5%.
На увеличение популярности бренда повлияло решение властей. В начале сентября 2023 года «пересадить» госслужащих на продукцию отечественного автопрома поручил президент РФ Владимир Путин. Уже в октябре минпромторг представил перечень машин, которые рекомендуется использовать российским чиновникам «в приоритетном порядке», в число которых вошли китайские машины бренда Haval. Практически сразу после создания этого списка автопарк ГИБДД в Татарстане пополнился новыми кроссоверами Haval F7 в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения». ГИБДД получила новые служебные автомобили, которые недоступны для покупки у дилеров. Особенностью этих полицейских машин стало то, что они «обезличены»: вместо шильдика Haval на решетке радиатора красуется надпись «ДПС».
Бо́льшая часть продаж пришлась на вышедший в тираж в мае 2021-го Haval Jolion. Таких авто продано в 5 раз больше, чем в прошлом году, — 2 728 единиц. По габаритам Jolion превосходит такие модели, как Kia Seltos, Nissan Qashqai и Škoda Karoq — они разве что слегка выше. Переднеприводный Jolion на «ручке» в базовой комплектации обойдется в 1,95 млн рублей, полноприводный автомобиль с 150-сильным 1,5-литровым турбированным двигателем и 7-ступенчатой роботизированной КПП в комплектации Premium — от 2,6 млн рублей.
В начале февраля текущего года на рынок вышла обновленная версия кроссовера Haval Jolion. Китайский бренд не стал менять основные достоинства модели, но добавил некоторые новые детали. Это новая решетка радиатора с вертикальными ламелями и появление пластикового обвеса, защищающего пороги вместе с колесными арками. Обновленный Haval Jolion оснащается прежним 1,5-литровым бензиновым турбомотором, который развивает 143 л. с. или 150 л. с. (версии с 4wd). Цена нового Jolion начинается от 2 млн рублей. Топовая версия обойдется минимум в 2,8 млн рублей.
614 регистраций пришлось на автомобиль российской сборки Haval F7. Haval крупнее таких машин, как Sportage и RAV4. В арсенале — пара турбомоторов: 1,5 (150 л. с.) и 2,0 (190 л. с.). Цена — от 2,45 млн до 3,35 млн рублей. Сюда можно еще приплюсовать 512 проданных авто, что является результатом выбора купеобразной новинки, скопированной с BMW X6, — Haval F7x — ценой от 2,5 млн до 3,4 млн рублей.
За год количество поклонников кроссовера Dargo выросло в 11 раз — с 51 до 571. Haval Dargo относится к категории «три четверти» — это городской кроссовер, который обладает всеми преимуществами внедорожника. По размерам Dargo перерос компактные кроссоверы, а по проходимости приближается к полноценным внедорожникам. Как и все автомобили из Китая, внешность у Dargo эклектична: черты от Jeep, оптика от Geländewagen.
Кроссовер Haval M6, продажи которого недавно стартовали в России, откусил свыше 10% реализаций бренда в Татарстане. Всего за 6 месяцев в республике был поставлен на учет 551 такой автомобиль, что почти равно продажам модели Dargo. Новый кроссовер соответствует размерам Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4 или Nissan X-Trail. Автомобиль предлагается с бензиновым мотором 1,5 л, мощность которого составляет «округленные» 143 л. с., в сочетании с 6-ступенчатой механической или 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. Минимальная цена на «ручке» — 2,18 млн, на роботе — 2,3 млн рублей.
За прошедший год автомобилей Chery выехало из дилерских автосалонов в 3,6 раза больше, чем в 2021-м, — 4 669
Chery «очень удачливая»: не только в переводе с китайского, но и в цифрах
«Бронзу» по популярности у татарстанцев получает марка Chery от китайской автомобилестроительной компании Chery Automobile. Всего за прошедший год транспортных средств с логотипом в виде буквы А, помещенной в овал (где последний — это обозначение земного шара, а встроенный в него символ — дорога, скорость и свобода), выехало из дилерских автосалонов в 3,6 раза больше, чем в 2021-м, — 4 669.
Самой популярной моделью бренда стала обновленная Chery Tiggo 7 Pro, получившая приставку Max в названии. Старт продаж в России был объявлен в начале 2023 года, а модификация Max по своей сути является рестайлингом Chery Tiggo 7 Pro. Версия в РФ представлена двумя моторами — турбированным 1,5- литровым на 147 л. с. и 1,6-литровым TGDI на 150 «лошадок». Вариантов трансмиссии тоже две — это либо вариатор, либо робот. Автомобилей, цена которых варьируется от 2,82 млн до 3,57 млн рублей, раскупили в количестве 1 614 единиц.
Следующий локомотив бренда — кроссовер Tiggo 4 Pro, который полюбился 1 418 водителям. Если на старте продаж «база» оценивалась в 2,05 млн рублей, то сейчас без учета различных скидок комплектация Action MT предлагается за 2,12 млн рублей, а Ultimate — за 2,6 миллиона.
Крупноразмерный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max — это единственная модель от Chery с 7 посадочными местами и колесной формулой 4×4. Автомобили комплектуются 2-литровым турбированным двигателем мощностью 197 л. с. и роботизированной 7-ступенчатой коробкой переключения передач. Цена на внедорожник стартует от 3,85 млн рублей, но за счет различных скидок можно скинуть с первоначальной стоимости почти 800 тыс. рублей. 592 таких новых автомобиля поставили на учет в прошлом году, что почти в 5,5 раза больше, чем в 2021-м.
На замену Toyota Camry, Sonata и Kia K5 на российский рынок зашла новая модель D-класса, Chery Arrizo 8, которая появилась в Татарстане сравнительно недавно. На дорогах РТ уже можно увидеть 268 автомобилей с ярким спортивным дизайном, эффектной безрамочной X-образной радиаторной решеткой и фарами на светодиодах с узким профилем. 120 ТС разошлись по юридическим компаниям.
Из современного можно выделить Chery Tiggo 8 Pro E+ — переднеприводный 7-местный кроссовер с гибридной силовой установкой, которая построена на бензиновом турбированном двигателе 1,5 л мощностью 147 л. с. и двух электромоторах с суммарной максимальной 30-минутной мощностью 65 кВт (88 л. с.). 21 любитель экологичной езды расстался как минимум с суммой в 4,93 млн рублей без учета различных выгод.
Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является третьим по популярности кроссовером
Замена Volvo принесла Geely 4-е место
На российском авторынке в 2023-м реализовано 93,5 тыс. машин Geely, что в 3,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом. В результате Geely заняла 4-е место по продажам среди всех автопроизводителей в России, а рыночная доля марки составила 8,8% против 4,3% годом ранее.
В Татарстане Geely также занимает 4-е место, только доля бренда в республике чуть ниже — 5,9%. Всего было поставлено на учет 2 638 новеньких Geely, что почти в 3 раза больше, чем в 2021-м.
Локомотивом марки по итогам года стал среднеразмерный кроссовер Geely Моnjaro, который, несмотря на стоимость (от 4,7 млн рублей), смог привлечь на свою сторону 837 новых автолюбителей. Кроссовер построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Надо отметить, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит фирме Geely.
На 2-м месте бренда разместился компактный кроссовер Coolray, который в течение года занимал 1-ю позицию во внутреннем рейтинге. Всего за год было реализовано в 2,5 раза больше таких транспортных средств — 821 единица. Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является третьим по популярности кроссовером. 3-й результат показал кроссовер Geely Atlas Pro, на котором остановили свой выбор 468 покупателей (рост в 2,4 раза). 4-ю строчку занял купе-кроссовер Geely Tugella — 418 проданных машин (рост в 3,5 раза).
Ранее появлялась информация, что Kia и Hyundai полностью закроют свой бизнес в России до конца 2023 года. Правда, почти сразу же эту новость опровергли
Конец Kia и Hyundai в Татарстане: продажи «корейцев» упали в 4 раза
В числе самых популярных автомобилей на татарстанском рынке и по сегодняшний день остаются Kia и Hyundai. При этом за последние несколько лет отмечается тенденция снижения продаж машин данных марок от года к году, в том числе на фоне текущей ситуации на авторынке. Так, по сравнению с 2017-м число реализаций Hyundai упало в 4 раза, а Kia — в 5 раз. Если раньше Hyundai расходился в среднем в количестве 7,5 тыс. авто, а Kia — 9,5 тыс. машин, то в 2023-м продажи корейских марок составили 2 035 и 1 825 единиц соответственно. В прошлые годы «корейцы» уверенно занимали 2-ю и 3-ю позиции, сейчас же только 5-ю и 6-ю.
Ранее появлялась информация, что Kia и Hyundai полностью закроют свой бизнес в России до конца 2023-го. Правда, почти сразу же эту новость опровергли. В начале 2024 года стало известно, что в РФ возобновилось производство автомобилей Kia, а дилерам начали отгружать кроссоверы Kia Soul и Seltos калининградской сборки.
Продажи Hyundai в 2023 году уменьшились на 16% до 2 035 единиц. Итогом стало снижение доли Hyundai с 10 до 5%. 50% проданных автомобилей произведено в 2023-м, 821 ТС — в 2022-м. При этом 927 машин собрано в Казахстане, 287 — в Южной Корее, 47 — в Китае, 7 — в США, 5 — в Чехии, 2 — в Австрии, а один автомобиль 2022 года выпуска приехал из Индонезии. Между тем минпромторг РФ в середине марта включил транспортные средства и комплектующие Hyundai в список для параллельного импорта. Теперь машины корейской марки можно ввозить из дружественных стран в Россию без разрешения правообладателя.
На 1-м месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson. Благодаря своему динамичному и прогрессивному дизайну он сумел нарастить число поклонников в 3 раза — 765 проданных в 2023-м в РТ авто против 242 в 2022-м. Машина, которая еще в 2023 году стоила от 3,6 млн рублей, сейчас предлагается дилерами по цене от 4,3 млн рублей без учета различных скидок.
Рестайлинг, который принес кроссоверу Hyundai Santa Fe технические обновления, способствовал трехкратной прибавке в продажах. В 2023-м таких среднеразмерных кроссоверов было реализовано 377 единиц, тогда как в прошлом году продано 119.
На 3-м месте внутримарочного рейтинга расположилась Hyundai Elantra нового, 7-го по счету поколения. Elantra — это модель среднего класса, в продуктовой иерархии она занимает ступень между компактным Solaris и седаном бизнес-класса Sonata. Так, в 2023 году зафиксирован двукратный рост продаж этой модели — своих владельцев нашли 166 таких машин.
Palisade, позиционирующийся как самый шикарный и крупный автомобиль в модельной линейке Hyundai, хоть и не занял лидирующих позиций, но, как и другие кроссоверы, показал положительную динамику, впрочем, только за счет эффекта низкой базы. Объем продаж вырос с 32 до 142 поставленных на учет кроссоверов, и это несмотря на его цену примерно в 6,7 млн рублей.
В Россию привезли партию минивэнов Hyundai Custo 2023 года выпуска, за которые просят от 5,2 млн до 5,55 млн рублей. Автомобили оснащаются 1,5-литровыми моторами на 170 л. с. или 2-литровыми агрегатами мощностью 236 л. с. В обоих случаях установлены 8-ступенчатый автомат и безальтернативный передний привод. Полноразмерный минивэн Custo назван в честь путешественника Жака Ива Кусто и был создан специально для рынка Китая. В республике в прошлом году «осел» один такой минивэн.
Celesta — еще одна новинка на нашем рынке. Она выпускается в Китае, на совместном предприятии Hyundai и Beijing, имеет единую платформу с Hyundai Solaris. Пока только один автомобиль данной марки был реализован в Татарстане.
Пустил корни в республике один кроссовер — под именем Encino, который в остальных странах известен как Kona. Он представляет собой электрический компактный кроссовер с ценой от 4,8 млн рублей.
Ранее самый популярный в нашей стране после LADA южнокорейский бренд Kia опустился на 6-е место. Продажи в прошедшем году в республике снизились на 25%. По этой причине доля Kia уменьшилась с 10 до 4,1%. Лишь треть из реализованных «корейцев» под данной маркой была произведена в 2023-м, а основная нагрузка легла на 2022-й. 588 автомобилей привезли из Казахстана, 922 ТС произведено в России, 225 машин прибыли из Кореи, а одно авто — даже из Индии.
Внутримодельный лидер — Sportage пятого поколения ориентировочной стоимостью 4,6 млн рублей. В 2023-м продан 501 кроссовер последнего поколения (350 штук — 2023 года выпуска и 151 единица — 2022-го), который сыграл в плюс за счет недавнего выхода этой модели. Но если брать продажи всей линейки Sportage, включающей в себя четвертое и пятое поколения, то суммарные продажи составили 592 единицы.
Крупногабаритный кроссовер Kia Sorento расположился на 2-м месте по количеству продаж. Реализация увеличилась в 2,3 раза, или на 127 позиций: модель разошлась в количестве 222 штук.
Самым провальным в линейке Kia оказался седан Kia Rio с просевшими в 8,5 раза продажами. Если в 2022 году таких машин было реализовано 1 023, то в прошедшем — всего 121 авто. Зато вместо него на дорогах Татарстана колесит один Kia Pegas, он же старый Kia Soluto, внешне похожий на Rio для Северной Америки.
Omoda C5 по итогам 2023-го вошла в пятерку самых популярных иностранных брендов в РФ, расположившись на 4-м месте
«Ракеты» от Omoda и Changan
Компания Omoda, которая вышла на российский рынок осенью 2022 года, предлагает компактный кроссовер C5 и седан S5. Первая модель от Omoda по итогам 2023-го вошла в пятерку самых популярных иностранных брендов в РФ, расположившись на 4-м месте. Всего в Татарстане за прошлый год осели 1 507 новеньких автомобилей (в 40 раз больше, чем в 2022-м), из которых 1 274 пришлись на кроссовер, а 233 — на седан C-класса, который по размерам практически совпадает с Hyundai Elantra и Kia Cerato.
Как и Omoda, китайский автопроизводитель Changan показал невероятный рост продаж в Татарстане — 2 666%. На республиканском рынке машин в 2023-м реализовано 1 383 автомобиля Changan против 50 ТС годом ранее, что означает рост в 27,6 раза. В результате Changan занял 8-е место по продажам среди всех автопроизводителей, а рыночная доля марки составила 3,1% против 0,2% годом ранее.
Самой популярной моделью Changan на автомобильном рынке в прошлом году стал среднеразмерный кроссовер Changan CS55 Plus с показателем 276 транспортных средств. 2-е место занял флагманский кроссовер Changan UNI-K, на котором остановили свой выбор 236 покупателей (рост в 26 раз). 3-й результат показал кроссовер CS35 Plus — 202 реализованные машины.
Стоит отметить, что в прошлом году модельный ряд Changan был значительно расширен. Так, в нашей стране появились лифтбек Changan UNI-V, кросс-купе CS85Coupe, полноприводный 7-местный внедорожник CS95, компактный седан Alsvin, купе-кроссовер UNI-T, пикап бизнес-класса Hunter Plus, кроссовер CS75 Plus нового поколения, седан бизнес-класса Lamore и электромобиль А-класса E-Star.
Руководство Toyota приняло решение прекратить выпуск автомобилей в России в сентябре 2022 года. Несмотря на это, еще можно найти машины отечественного производства
Закат автомобилей из Страны восходящего солнца
Если корейские производители машин как-то старались удержаться на российском рынке, то в 2023 году ни одна японская автомобильная марка даже и не пыталась возобновить свою деятельность. Более того, такие бренды, как Nissan и Infiniti, и вовсе решили окончательно покинуть наш рынок. Тем не менее дилеры еще продают со складов японские автомобили из старых партий, а также предлагают транспортные средства, привезенные по схеме параллельного импорта.
Руководство Toyota приняло решение прекратить выпуск машин в России в сентябре 2022 года. Несмотря на это, еще можно найти авто отечественного производства. Так, из распроданных в 2023 году 673 ТС марки Toyota 61 автомобиль был выпущен в РФ. Всего в 2023-м было реализовано на 22% меньше, чем в 2022-м. Только 134 машины были 2023 года выпуска, 102 из которых приехали из КНР. География поставок автомобилей Toyota в Россию обширна: Китай, Таиланд, США, Индонезия, Бельгия, Канада, Турция, Южная Корея, Германия, Тайвань и даже Мексика.
25% из всех проданных авто марки взяли на себя японские RAV4. Бестселлер марки сбросил 61% своего «жирка», количество регистраций снизилось с 438 до 169. В «богатые» годы таких транспортных средств продавалось около 1,5 тыс. в год…
Вторая по популярности — Camry XV70 8-го поколения, отличительная особенность которой — это дерзкая архитектура решетки радиатора. Седан разошелся по 160 новым владельцам (на 14 машин меньше, чем годом ранее).
До 84 регистраций упали продажи легендарного представителя семейства — внедорожника Land Cruiser Prado. Новая Toyota Land Cruiser 300 разъехалась в количестве 62 штук. За внедорожник, доступный только с бензиновым битурбомотором объемом 3,5 л (415 л. с.) и 10-диапазонным автоматом, нужно будет выложить минимум 14,7 млн рублей, что почти на 5 млн больше, чем годом ранее.
Из единичных регистраций Toyota можно выделить модель bZ4X — аккумуляторный электрический компактный кроссовер-внедорожник (три регистрации), Wigo — автомобиль А-класса, представленный в кузове хетчбэк, Venza — среднеразмерный кроссовер, производимый фирмой Toyota для североамериканского рынка (три регистрации), компактный внедорожник в стиле ретро Toyota FJ Cruiser, а также Toyota Tacoma — среднеразмерный пикап, модифицированный для Северной Америки.
Mitsubishi на фоне Toyota смотрится намного лучше — продажи выросли на 23% с итоговыми 479 регистрациями в Татарстане. Основную кассу компании, как и в прошлые времена, сделал кроссовер Outlander, чей объем продаж составил 235 машин (рост — 30%).
Пикап в гамме трех бриллиантов L200 пятого поколения приобрели 76 любителей перевозить не только себя, но и материал для стройки. Реализация компактного кроссовера Mitsubishi ASX в Татарстане осталась практически без изменений — 34 проданных авто.
Полноразмерный внедорожник Pajero Sport, обновленная версия которого ранее собиралась в Калуге, просел в 4 раза с 90 до 23 регистраций. Помимо классических моделей, 38 автолюбителей приобрели Mitsubishi Xpander, который внешне чем-то напоминает LADA, а также один бюджетный седан Attrage, выпускающийся для стран Юго-Восточной Азии, который прибыл в РТ из Таиланда.
Китайский концерн Great Wall Motor (GWM) опубликовал отчет о производственных результатах за 2023 год. Из него следует, что Россия для компании стала вторым по важности рынком после родного для нее Китая
«Китайская стена» растет на запад
Всего из 56 брендов, представленных в РТ, 27 — автомобили китайского происхождения (без учета «Москвича»). 507 машин Kaiyi выехали за пределы автосалонов. Новый седан китайской марки относится к классу C, а также претендует на звание «народных» иномарок — дешевле него только LADA.
Автомобильный бренд Jetour, созданный в 2018 году, продвигает концепцию Travel+. Компания производит только кроссоверы и внедорожники и предлагает своим покупателям идею путешествий: по городу, с семьей или по бездорожью, где jet — реактивный самолет, tour — понятно — тур, путешествие. Всего татарстанцами было приобретено 241 такое транспортное средство.
Китайский концерн Great Wall Motor (GWM) опубликовал отчет о производственных результатах за 2023 год. Из него следует, что Россия для компании стала вторым по важности рынком после родного для нее Китая. На РФ приходится 44% зарубежных продаж GWM. Второй после марки Haval у концерна — бренд Great Wall, который в Татарстане разошелся в количестве 226 машин.
Бренд Livan — совместное предприятие двух китайских автокомпаний и прямой наследник марки Lifan. В декабре 2021 года автогигант Geely Auto и обанкротившаяся фирма Lifan Technology объявили о совместном проекте, а через месяц стороны подписали договор о создании нового центра автомобильных разработок Livan Auto. В Татарстане продаются модели X3PRO и X6PRO. Общее количество зарегистрированных машин данной марки составило 211 единиц.
Jaecoo — еще одна часть империи Chery, которая метит в промежуточную нишу между дорогими моделями Exeed и молодежными Omoda. 131 наш земляк выбрал условно компактный кроссовер J7 — перелицованный прототип Chery TJ-1 С-DM, который позже переродился в серийную Chery Explore 06 (она же Chery TJ-1).
***
Перспективы развития авторынка в Татарстане во многом связаны с ростом цен, которые сдерживают продажи новых машин. На это также влияет удорожание кредитов на фоне повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Запущенная осенью государственная программа субсидирования льготных кредитов на новые авто теряет актуальность по причине того, что заканчиваются бюджетные средства, выделенные на нее. Как повлияет рост стоимости транспортных средств наряду с увеличением ключевой ставки на спрос на новые машины в республике, проанализируем по итогам I квартала текущего года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.