BUY BACK ПО-ТАТАРСКИ
10 октября 2012 года в «Вестнике государственной регистрации» №40(398) было опубликовано скромное сообщение о том, что открытое акционерное общество «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал», являющееся владельцем 100% обыкновенных акций ОАО «Производственное объединение «Елабужский автомобильный завод», уведомляет о том, что внеочередным общим собранием акционеров ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал» (протокол №12 от 17.08.2012 г.) принято решение об уменьшении уставного капитала, составляющего 402,5 млн. рублей, на сумму 95,2 млн. рублей путем приобретения обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 рублей в количестве 9 520 000 штук в целях сокращения их общего количества. После уменьшения уставный капитал ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал» составит 307,3 млн. рублей.
Довольно экзотическая для Татарстана операция buy back (от англ. buy back — обратный выкуп) — выкуп эмитентом собственных акций, да еще проводимая держателем акций ЕлАЗа, да еще не в первый раз, не могла не привлечь внимания аналитического центра «БИЗНЕС Online». Немного покопавшись в родословной этой инвестиционной компании, мы увидели много моментов, которые словно кусочки складываются в единый пазл.
СОБСТВЕННОСТЬ В ОБМЕН НА АКЦИИ
Обратимся к истории создания ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал». Оно было создано на основании постановления кабмина РТ от 18.06.2007 г. №243 «О внесении пакета акций ОАО «Производственное объединение «ЕлАЗ», находящегося в собственности Республики Татарстан, в уставный капитал ОАО «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал», принятого во исполнение указанного постановления распоряжения министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 06.09.2007 г. №1616-р «О внесении государственного пакета акций ОАО «ПО ЕлАЗ» в уставный капитал ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал».
Подобная приватизационная схема не раз применялась в 2000-е годы. Заключается она в том, что имеющийся в собственности государственный пакет акций (в нашем случае 100% обыкновенных акций ОАО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод») вносится в уставной капитал какой-нибудь новообразованной компании. В обмен вместо живых денег государство за машиностроительный завод получает акции компании, но без каких-либо реальных активов.
Прочитаем текст постановления.
«В целях привлечения инвестиций и повышения эффективности управления государственным имуществом кабинет министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в качестве вклада Республики Татарстан в уставный капитал вновь создаваемого ОАО «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал» пакет акций ОАО «Производственное объединение «Елабужский автомобильный завод», находящийся в собственности Республики Татарстан в количестве 129 013 344 штук, что составляет 100% уставного капитала, с сохранением в уставном капитале ОАО «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал» доли Республики Татарстан не менее 25,01% уставного капитала»
2. Произвести оценку пакета акций ОАО «Производственное объединение «Елабужский автомобильный завод» в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.
Здесь кроется самое интересное. Напомним, что только по номиналу эти 100% акций стоили 1,29 млрд. рублей. Что же представлял собой ЕлАЗ в 2007 году? Финансовое состояние завода было неплохим. Согласно финансовой отчетности за 9 месяцев 2007 года (на момент приватизации завода), выручка предприятия составляла 2,4 млрд. рублей, чистая прибыль - 51 млн. рублей, а чистые активы завода были равны 1,5 млрд. рублей. То есть только с точки зрения бухгалтерской оценки по чистым активам завод стоил 1,5 млрд. (!) рублей. Перспективы у завода тогда были светлые, да и в целом экономика была на подъеме, соответственно, ЕлАЗ не испытывал проблем с загрузкой своих мощностей.
А теперь рассмотрим оценку переданного завода и состав учредителей ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал». Фирма была зарегистрирована спустя квартал после принятия постановления - в октябре 2007 года. Уставный капитал составил 662,5 млн. рублей, а внесенный от щедрого государства автомобильный завод был оценен в 40% от уставного капитала или 265 млн. рублей. То есть не 1,5 млрд. рублей и даже не 1,29 млрд. рублей, как все участники данной сделки представляли себе стоимость автомобильного завода.
НЕ ДОЖДАВШИСЬ ДИВИДЕНДОВ
Дальше - еще интереснее. Взглянем краем глаза на то, кто является участниками ОАО «ИК«ЕЛАЗ-Капитал». Вот они:
- Кипрский офшор Scelissel T.L. (с явно российским происхождением) – 20%;
- Банк «Казанский» - 19,5%;
- ЗАО «Татиндтрейд» - 8,5%;
- Зарипов Равиль Хамматович - 8,5%;
- ИК «Дельта-инвест» (контролируется банком «Казанский») - 3,5%.
Как видим, есть и кипрский офшор, и ЗАО «Татиндтрейд», полностью контролируемое членами семьи тогдашнего (!) министра торговли и внешэкономического сотрудничества РТ Хафиза Салихова, и местный коммерческий банк («Казанский»). Есть Равиль Зарипов, являвшийся в то время генеральным директором автозавода (кстати, 17 лет руководил ЕлАЗом – хоть понятно, почему получил акции), а спустя два года ставший министром промышленности и торговли Татарстана.
Менее чем через год, не дождавшись от компании дивидендов, минземимущества РТ 11 июня 2008 года провело аукцион и продало свой 40-процентный пакет акций ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал» почти по номинальной стоимости – за 265,098 млн. рублей (покупатель в ходе аукциона сделал всего один шаг). Получается, что именно за эти деньги Татарстан полностью расстался с ЕлАЗом. Счастливым обладателем пакета стало ООО «Инвестиционная промышленная компания», на 100% принадлежащее Айдару Гафурову - владельцу автодилерских компаний «Делфо» и «Фобос».
Сам же завод живет неплохо на радость своим новым владельцам: так, за 2011 год его выручка составила 3,5 млрд. рублей, а валовая прибыль - 432 млн. рублей, которая была грамотно «срезана» управленческими расходами в 271 млн. рублей.
ЗАГАДОЧНЫЙ BUY BACK №2…
Интересно, что в 2010 году уже был проведен Buy Back №1. Тогда уставный капитал ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал» был уменьшен на 211 млн. рублей и составил 451 млн. рублей. Акции были выкуплены у ЗАО «Татиндтрейд» и банка «Казанский» (вместе с ИК «Дельта-инвест»). Кроме того, в составе участников появилось ООО «Булак инвестмент». Хотя это никакой и не новый участник – эта структура также контролируется членами семьи Хафиза Салихова.
Дальше, в первой половине 2012 года, продолжая тот самый Buy Back №1, сумма уставного капитала уменьшилась до 402,5 млн. рублей, а сама структура капитала приняла следующий вид:
1. Кипрский офшор Scelissel T.L. – 25% или 100,63 млн. рублей акций по номиналу;
2. ООО «Инвестиционная промышленная компания» - 35% или 140,88 млн. рублей акций по номиналу;
3. ООО «Булак инвестмент» - 25% или 100,63 млн. рублей акций по номиналу;
4. Равиль Зарипов - 12% или 48,3 млн. рублей акций по номиналу;
5. Тахир Гайнутдинов - 3% или 12,08 млн. рублей акций по номиналу;
Интересно, что ОАО «ИК «ЕлАЗ-Капитал» полностью закрыло о себе информацию в виде квартальных отчетов по ценным бумагам с начала 2012 года, обратившись в ФСФР РФ с соответствующим ходатайством.
И вот теперь новый Buy Back №2 на сумму 95,2 млн. рублей с уменьшением капитала до 307,3 млн. рублей. Кто же лишний? В отсутствие раскрываемой информации приходится гадать: или офшор, или «Булак Инвестмент» (бьются по сумме)? Так или иначе, но теперь судьба ЕлАЗа будет находиться в руках совсем уж узкого круга лиц. Ничего не поделаешь – это private property.
Отметим, что попытки газеты «БИЗНЕС Online» получить комментарии участников этих событий не привели к результату – наши запросы, направленные в ИК «ЕЛАЗ-Капитал» и ОАО «ПО «ЕлАЗ» еще две недели назад, остались без ответа. Тем не менее газета готова выслушать версии участников этих событий и чиновников минземимущества РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 158
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.