Индия больше всех закупает продукцию КВЗ |
«…СКОНСТРУИРОВАННЫЕ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ»
На сайте регистра обычных вооружений ООН выложен отчет России за 2011 год о поставках вооружений на экспорт. Представлены данные по следующим позициям: «Танки», «Бронированные машины», «Артиллерийские системы», «Боевые самолеты», «Боевые вертолеты», «Боевые корабли», «Управляемые ракеты», «Переносные зенитные ракетные комплексы».
Казань в силу специфики местных предприятий ВПК в ооновских данных более всего интересуют вертолеты. Официально название «номинации» звучит так: «Винтокрылые летательные аппараты, сконструированные, оснащенные или модифицированные для поражения целей путем использования управляемого или неуправляемого противотанкового оружия, оружия класса «воздух – поверхность», «воздух – подводная лодка» или «воздух – воздух» и оборудованные комплексной системой управления огнем и наведения этого оружия, включая варианты таких летательных аппаратов, которые выполняют специальные функции разведки или радиоэлектронной борьбы».
Согласно отчету, Россия в 2011 году поставила на экспорт 66 «вертушек». По данным центра анализа мировой торговли оружием, 45 из них – производства ОАО «КВЗ» (все эти машины - Ми-17В-5). Пройдем по странам. Индия – 15 (контракт 2008 года на 80 вертолетов - $1,35 млрд.), Индонезия – 6 (контракт 2007 года на 12 вертолетов - $70 млн.), Южный Судан – 12 (подписанное в 2009-м приложение к контракту 2007 года - $75 млн.), США – 9 (контракт 2011 года на 21 вертолет - $375 млн.), Таиланд – 3 (контракт 2008 года - $29,1 млн.).
Для сравнения отметим, что в 2011 году КВЗ выпустил 94 вертолета (но это не означает, что все поставленные за рубеж машины были именно этого года выпуска). И еще для сравнения: ростовский завод поставил за границу 14 Ми-24 и два Ми-35, кумертауский - 5 Ка-31.
ВЕНЕСУЭЛА, КОЛУМБИЯ, СУДАН
Любопытно, что по сравнению с аналогичными ооновскими данными 2010 года казанцы увеличили поставки более чем в 10 раз. В том году Россия 6 машин (Ми-35М) поставила Бразилии, 3 – Индонезии (Ми-35П), 7 – Китаю (Ка-28/31), 4 – Мьянме (Ми-24), 8 – Эфиопии (Ми-24), 4 – Венесуэле. Последние, скорее всего, производства КВЗ. Больше казанских машин нет, хотя маловероятно, что других поставок бортов от КВЗ не было (напомним, в том году КВЗ выпустил 80 вертолетов). Это же отмечали и авторы блога, созданного по инициативе центра анализа стратегий и технологий: «Явно неполны и сведения о поставках военных Ми-17».
Совершенно другую картину наблюдаем в 2009-м. Тогда Россией была заявлена поставка 33 боевых вертолетов: 6 (Ка-28) – Китаю, 5 – Колумбии, 4 – Судану и 18 – Венесуэле. КВЗ здесь представляют венесуэльские машины – крайняя партия «вертушек» по контракту 2006 года на 34 Ми-17В-5. Судану также была поставлена финальная партия Ми-17-1В по контракту 2005 года на 16 вертолетов. В принадлежности колумбийских машин есть сомнения, но, вероятнее всего, это тоже были казанские Ми-17В-5. Дело в том, что колумбийские военные используют Ми-17 казанского производства с конца 90-х. Их поставка вообще стала первой коммерческой сделкой по продаже российской военной техники в Колумбию. До 2002 года туда отправили 16 Ми-17-1В. Техника продемонстрировала высокую надежность в боевых условиях, и колумбийцы решили купить еще – известно, что в 2007 и 2009 годах им поставили девятку Ми-17В-5.
То есть, по официальным данным, в 2009-м на экспорт ушли 27 казанских машин (в том году КВЗ построил 85 вертолетов).
«В ЭТОМ ГОДУ У КАЗАНИ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЗКИЙ СКАЧОК»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить отчетность ООН и экспортные перспективы КВЗ отраслевых экспертов.
Игорь Коротченко - директор центра анализа мировой торговли оружием:
- Вертолетная отрасль у нас сегодня самая благополучная из всего оборонного комплекса – стабильный спрос: гособоронзаказ, поставки на экспорт… Точны ли данные ООН? Это официальные российские данные, поэтому, думаю, как к таковым к ним и надо относиться. Четыре машины 2010 года – тоже официальные данные. Почему так мало? Можно предположить, что данные в известной степени передаются не в полном объеме…
Да, КВЗ в лидерах по экспорту. Считаю, так фишка легла по контрактам. Не думаю, что какая-то дискриминация существует в отношении улан-удэнского завода - холдинг «Вертолеты России», насколько понимаю, старается равномерно распределять заказы. И в то же время есть географическая привязка обоих заводов по известным поставщикам в связи с исторически сложившейся кооперацией.
Могут ли экспортные заказы переместиться на другие заводы? Вы же понимаете, что это определяют федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (распределение заявок), «Рособоронэкспорт» (контрактация), «Ростех» (географическое деление). И потом, например, Кумертау - это узкая тематика морских вертолетов, туда казанские заказы точно не уйдут. И Ми-24, Ми-35 и Ка-52 на КВЗ не делают. Словом, каждый в своем сегменте работает. Мне кажется, Казань по-прежнему будет одним из лидеров - наряду с Улан-Удэ, безусловно.
На КВЗ охотно говорят о том, куда поставляются казанские вертолеты, но конкретные цифры - табу (на снимке - Вадим Лигай - гендиректор КВЗ) |
Андрей Фролов – главный редактор журнала «Экспорт вооружений»:
- Это официальные данные, которые Россия передает в ООН, и, грубо говоря, вертолеты – это не та категория вооружений, где стоит сильно врать – смысла занижать или завышать эти цифры нет… Все правильно – получается, примерно половина продукции КВЗ 2011 года пошла на экспорт (мы считаем, что, как правило, производство и поставки совпадают, для грубого счета так удобно – что произвели, то и поставили).
Почему у КВЗ такой «перевес»? Думаю, конкретно в том году у Улан-Удэ закончились некоторые контракты. И в то же время, насколько помню, у улан-удэнцев - довольно большой госзаказ, известно о как минимум 20 Ми-17АМТШ производства 2011 года. Нет, думаю, былого советского разделения (Улан-Удэ больше производит вертолеты на свой рынок, Казань – на экспорт) уже нет – минобороны, например, и казанские вертолеты берет, хотя улан-удэнские все же больше, и не только минобороны, но и ФСБ, и МВД.
Предполагаю, что в этом году у Казани должен быть резкий скачок по отгрузке. По нашим оценкам, в Индию будет поставлено около 38 Ми-17 (завершение контракта на 80 вертолетов), в Афганистан – порядка 10. И это не считая всякой «мелочевки». Получается только на две страны под 50 вертолетов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.