КАМАЗ стоит на пороге большого проекта реинжиниринга, рассчитанного на 5 лет, результатом которого должно стать новое современное производство. Об этом сообщил в своем докладе на коллективно-договорной конференции генеральный директор Сергей Когогин. По мнению рулевого КАМАЗа, приобретая сверхсовременное оборудование, нужно использовать его максимально эффективно, а для этого необходимо повышать квалификацию работников. Между тем на КАМАЗе обеспокоены, что молодые специалисты здесь не задерживаются. Поэтому разработан ряд мер, в том числе и по решению жилищного вопроса. Отчет с колдоговорной конференции челнинского автогиганта публикует «БИЗНЕС Online».
«МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В НАШЕЙ КОМПАНИИ»
Сегодня вышел в свет очередной номер корпоративной газеты челнинского автогиганта «Вести КАМАЗа», значительная площадь которой отдана освещению конференции по принятию коллективного договора, которая состоялась в конце февраля в закрытом для прессы режиме. С тезисами, определяющими стратегию развития компании, как и полагается, выступил лично генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Основными задачами он назвал повышение эффективности производства и снижение затрат.
— Необходимо правильно вложить инвестиции, переоснастить КАМАЗ и выпускать новый продукт. КАМАЗу нужно идти по пути создания новых условий труда. Сегодня мы стоим на пороге большого проекта реинжиниринга, который будем реализовывать в ближайшие пять лет, результатом работы должно стать новое современное производство. Эта программа предусматривает сокращение производственных площадей, и в порядок приведем в первую очередь те цеха, которые будут и в дальнейшем использоваться КАМАЗом. Приобретая сверхсовременное, высокопроизводительное, сложное и очень дорогое оборудование, мы должны использовать его максимально эффективно. Нужно повышать свою квалификацию, менять отношение к своему рабочему месту. Это оборудование должно работать с полной отдачей, производительность труда должна расти, иначе эти затраты мы никогда не окупим, — подчеркнул Когогин.
Он считает, что в процессе подготовки автомобиля нового класса — магистрального тягача «КАМАЗ-5490» (М1842) — все камзовцы получили новый опыт работы, а значит, у компании есть будущее. Программы развития КАМАЗа, по мнению Когогина, должны разрабатывать новое поколение конструкторов, технологов, инженеров. А чтобы завтра появилась достойная смена, омоложением коллектива необходимо серьезно заниматься уже сегодня. «К сожалению, чаще всего увольняются люди, проработавшие у нас менее двух лет. Среди них много молодых рабочих низкой квалификации и специалистов без категории», — сказал Когогин.
Отдельно он остановился на вопросах зарплаты, отметив, что ранее индексация производилась на одинаковый процент всем категориям работников, и такой подход привел к большому разрыву в окладах камазовцев. Молодые люди с низкими разрядами не задерживались в компании, в том числе из-за уровня зарплаты. Чтобы привлечь работников, которые станут через 5 - 10 лет основой коллектива, во время последней индексации вместе с повышением тарифной ставки были изменены тарифные коэффициенты. Наибольший рост произошел у рабочих с невысокими разрядами и специалистов с невысокими категориями.
— Я очень благодарен службе персонала за то, что они смогли организовать оптимизацию коллектива компании. Хорошим финансовым положением и повышением средней зарплаты мы во многом обязаны именно этой операции. Сегодня для нас самым важным становится закрепление молодежи и привлечение высокопрофессиональных работников. Без грамотного персонала, обеспечивающего рост объемов производства и производительности труда, нам не решить задач, стоящих перед КАМАЗом», — подчеркнул Когогин.
«МЫ МНОГОМУ НАУЧИЛИСЬ У DAIMLER
Касаясь вопроса взаимоотношений с концерном Daimler, Когогин заметил, что он очень многих волнует.
— За пять лет мы проделали огромный путь. Я рад, что эта компания купила у нас 10-процентный пакет акций. Daimler продолжает оставаться самой успешной корпорацией в мире по производству коммерческих автомобилей. Мы многому научились у наших стратегических партнеров. Изменилось очень многое: и подходы к решению задач, и уровень образования руководителей и специалистов, и сам продукт. Наше государство, приобретая контрольный пакет акций — 49,9 процента, выразило свое отношение к нашей компании. КАМАЗ — национальный бренд, он влияет на многие процессы, происходящие в экономике. Позволить себе потерять контроль над КАМАЗом государство считает недопустимым, — подчеркнул Когогин.
Он также заметил, что КАМАЗ продолжает оставаться в России компанией с высокой капитализацией, имеет понятную стратегию, определенную нишу на рынке и понятные перспективы развития.
— Мы продолжаем оставаться лидерами, даже при прошлогоднем проседании рынка нам удалось увеличить свою долю до 45 процентов. Это очень существенно. КАМАЗ получил высокую оценку кредитного рейтинга от международного рейтингового агентства Moody`s, мы приоритетный клиент для всех банков. Интересное время наступило на КАМАЗе — время творческой работы, время больших изменений! По дороге мы еще набьем много шишек, как бывало не раз, но мы стали другими. Рыночные условия, в которых мы постоянно работаем, изменили нас, изменили в лучшую сторону. Мы готовы бороться за свое место. С ослаблением рубля продажи на экспорт становятся более выгодными. И мы можем рассчитывать на увеличение продаж в этом сегменте, даже несмотря на потерю рынка Украины. Мы обеспечиваем стабильность экономики в Челнах, ее развитие и занятость горожан. Я поздравляю себя и вас с тем, что мы члены большого камазовского коллектива. Этим брендом можно и нужно гордиться! — резюмировал Когогин.
«ПО ЖИЛЬЮ СБЕРБАНК ПРЕДЛАГАЕТ БОЛЕЕ ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ, ЧЕМ ГЖФ»
При произведенной товарной продукции на 100 млрд. рублей более 600 млн. рублей было затрачено в 2013 году КАМАЗом на социальные направления. Средняя зарплата работников составила 27 873 рубля. Эти данные озвучил на конференции заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию Кирилл Пузырьков. Он сообщил, что средняя зарплата возросла по сравнению с 2012 годом на 18,8%, производительность труда на одного работника — лишь на 12,4%. Чтобы выдержать жесткие условия рынка и иметь возможность экономического роста, как подчеркнул Пузырьков, необходимо увеличивать производительность труда.
— Повышение конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют непрерывного профессионального и личностного развития работников. Около 5 тысяч рабочих обучились по необходимым для производства профессиям. Более 30 тысяч работников повысили свою квалификацию на различных курсах. Свыше 8 тысяч человек были обучены комплаенс-политике и кодексу корпоративной этики ОАО «КАМАЗ» на портале РОСТа. Для привлечения и закрепления в компании эффективной молодежи разрабатываются жилищные программы. В прошлом году 471 человек улучшил свои жилищные условия. Из них 72 камазовца получили квартиры по социальной ипотеке. Участие в этой программе ОАО «КАМАЗ» планирует продолжить и в текущем году, — сообщил заместитель генерального директора.
Кирилл Пузырьков |
Чуть забегая вперед, скажем, что по данной теме также высказался и Когогин, который рассказал, что в 2002 году, когда он начинал свою работу на КАМАЗе, в очереди на улучшение жилищных условий стояли более 10 тысяч человек.
— Сейчас очередников осталось меньше тысячи, — отметил Когогин. — Я считаю, сначала мы должны закрыть очередь, а потом разрабатывать и внедрять новые правила по решению жилищного вопроса. В этом году договор с ГЖФ подписан, надо помочь реализовать планы 128 работникам, уже зарегистрированным в этой программе. В перспективе мы планируем работать со Сбербанком, предлагающим более выгодные условия. В этом году мы должны утвердить и начать реализовывать положение о компенсации процентов по жилищным кредитам молодым работникам КАМАЗа. Проблема создания реально доступного жилья волнует и наше правительство. Как только будет принято решение, подкрепленное официальными документами, мы тут же включимся в эту работу.
«РАСХОДЫ НА СОЦИАЛКУ — НЕ БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ»
Возвращаясь к выступлению Пузырькова, отметим, что, по его словам, по инициативе КАМАЗа во всех технических вузах Татарстана с 2014 года инженеры будут проходить дополнительную подготовку по рабочей профессии.
— Эффективная связь между ОАО «КАМАЗ» и вузами дает возможность целевой подготовки специалистов. Результат пятилетнего проекта «Машиностроительный образовательный кластер» признан успешным: одновременно с усиленной теоретической подготовкой и удлиненной практикой студенты получали и рабочие специальности. Руководители отметили, что работники из выпускников кластера лучше разбираются в технологических процессах и оборудовании, быстрее профессионально адаптируются и приобретают необходимые умения. Данный опыт планируется тиражировать в регионе. Дополнительную подготовку по рабочей профессии студенты будут проходить за счет государственного финансирования, — сообщил Пузырьков.
Развивая тему молодых кадров, делегат конференции от автомобильного завода Айсылу Валитова (к слову, она является победителем конкурса красоты «Сабан туе гузэле-2011») отметила, что руководство предприятия больше думает о том, как привлечь молодежь на КАМАЗ, нежели о том, как ее удержать.
— Не секрет, что многие идут только для получения опыта, а после этого уходят. Нельзя не признать: молодым сегодня на КАМАЗе дорога открыта, возможность для профессионального и карьерного роста предоставлена. Но надо обратить внимание на другие способы закрепления молодежи. В первую очередь на помощь в улучшении жилищных условий. По поводу других способов поддержки молодых у нас есть несколько предложений. Допустим, если у молодой семьи уже имеется жилье, компания могла бы оказать ей помощь в приобретении мебели, частично компенсировав расходы на покупку. Можно продумать систему взаимодействия с местными производителями продукции. Почему бы не создать в магазинах сетей корпоративные скидки для молодых работников ОАО «КАМАЗ»? Расходы на социальную политику — вовсе не безвозвратные затраты. Эти вложения обернутся повышением производительности и качества труда на предприятии, — уверена Валитова.
СБОИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДОСМОТРА, ПОСТАВКАХ МОЛОКА И ЗАКУПКАХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ВОДЫ
На проблемах организации условий труда остановился в своем выступлении заместитель председателя профкома КАМАЗа Дилус Ильясов.
— В 2013 году температура в корпусах была выше, чем в предыдущие годы. Но в каждом корпусе есть территории, где показатели ниже среднестатистического значения. Чаще всего причина такого положения — отсутствие тамбуров для заезда автомобилей в производственные корпуса. Учитывая, что отопление обходится компании дорого, стоит подумать о строительстве необходимых помещений. В начале прошлого года произошли сбои по заключению договоров на организацию медосмотра персонала, проведение аттестации рабочих мест, поставку молока, закупку фильтров на питьевые установки. Все это связано со сложной процедурой их заключения. Конечно, снижать затраты необходимо, но социально значимые договора должны рассматриваться в первоочередном порядке. Профком уверен: условия для максимальной реализации трудовых навыков, творческого потенциала и таланта каждого работника создавать необходимо, — отметил Ильясов.
Выступление делегата кузнечного завода Людмилы Губиной примечательно тем, что в возникновении несчастных случаев на производстве виноваты... сами жертвы!
— В прошлом году кузнечный стал единственным предприятием, превысившим показатели по количеству несчастных случаев. Одна из причин этого — большая текучесть кадров среди рабочих и линейного персонала, отсутствие опыта и квалификации у работников со стажем до одного года. Многие несчастные случаи происходят из-за неосторожности самих работников. В целом же уровень травматизма на заводе за пять лет не изменился. Нужно, чтобы каждый работник, находясь на заводе, ни на минуту не забывал о потенциальной опасности и соблюдал правила безопасной работы, — считает Губина.
Заслушав все отчеты и выступления, конференция трудового коллектива КАМАЗа решила, что обязательства коллективного договора и локальных нормативных актов в основном были выполнены. Делегаты единогласно проголосовали за безусловное выполнение принятого бизнес-плана и колдоговора ОАО «КАМАЗ» на 2014 год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.