«Важно понимать, насколько реалистичны стратегии других стран и как они коснутся России. Особенно стратегии, которые обсуждаются и, судя по всему, принимаются в наиболее важных государствах мира», — уверен главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Эксперт и постоянный автор «БИЗНЕС Online» объясняет, почему пилотным регионом в области геологоразведки в РФ стала Якутия, как США выбрали стратегию уменьшения зависимости от торговли с китайцами и о чем КНР и Россия не могут договориться.
«1,4 миллиарда китайцев — это огромный рынок, соответственно, его развитие способно обеспечить рост и Китаю, и всему миру»
В Китае кризис на рынке недвижимости и фондовых рынках
В отечественной и англоязычной прессе на этой неделе мне встретилось немало публикаций, в которых обсуждалось создание военных, экономических, энергетических стратегий. Например, в The Nаtional Interest в статье «Самая большая проблема США — отсутствие общей стратегии» (примерный перевод) основной тезис заключался в том, что Штаты пытаются поддерживать статус-кво, но их тактика «лишь бы не было хуже» неправильная и закончится провалом. Такая оценка бед Америки, безусловно, интересна.
Не менее занимательный текст был в Thе Есоnomist, посвященный стратегии Китая. Название можно перевести как «По мере того как рынки Китая терпят крах, потребление съеживается». В статье ссылаются на выступление премьера Госсовета КНР Ли Цяна на экономическом форуме в Давосе, который говорил, что их страна продолжит «придавать мощный импульс развитию мировой экономики». По его словам, на протяжении многих лет вклад Китая в мировой экономический рост составил около 30%. Заявление Цяна интерпретируется с акцентом на то, что он признает: есть кризисные явления на китайском рынке недвижимости и фондовых рынках. Проблемы эти связаны с тем, что бум недвижимости в Поднебесной закончился.
По западным оценкам, страна строила инфраструктуры больше, чем может понадобиться всему населению. Сейчас крупные проекты закончились, в частности высокоскоростные магистрали построены, экспорт все более затрудняется, сжимается торговля с Соединенными Штатами, т. к. американцы выбрали стратегию уменьшения зависимости от торговли с КНР. Единственное, что остается китайцам, — это наращивать внутреннее потребление. The Economist, ссылаясь на выступление Ли Цяна, отмечает, что именно так премьер видит дальнейшее обеспечение большого роста экономики своей страны.
1,4 млрд китайцев — это огромный рынок, соответственно, его развитие способно обеспечить рост и Китаю, и всему миру. В том же издании указывается, что КНР получала 32% мировых инвестиций, имеет порядка 18% от мирового ВВП и всего 13% потребления. Поэтому МВФ рекомендует Китаю увеличить внутреннее потребление на 10% от их ВВП. Ли Цян в Давосе говорил примерно так: да, мы будем увеличивать потребление, в том числе и дорогостоящих китайских товаров. Думаю, это история очень важная.
Более частная история по стратегии в Индии, где накануне завершилась международная энергетическая неделя. Формально она проходит под лозунгом «Мы покажем, как правильно осуществлять энергопереход». На самом деле там собрались в основном министры нефти и газа, которые в первую очередь обсуждали обеспечение стратегической безопасности транзита нефти и газа через Красное море.
Реальный сектор США в ВВП в 2 раза меньше, чем у китайцев и индийцев
К чему я веду этот разговор? Важно понимать, насколько реалистичны стратегии других стран и как они коснутся России. Особенно стратегии, которые обсуждаются и, судя по всему, принимаются в наиболее важных государствах мира.
Рассмотрим две таблицы. Первая — это соотношение экономик по паритету покупательной способности с учетом теневой составляющей (я уже такие оценки приводил по США и России, чтобы можно было рассмотреть соотношение сил в конфликте нашей страны с Западом). Нынешняя таблица более подробная, можно сравнить экономики других государств. В ней я учитывал данные МВФ и Всемирного банка, который многие годы ведет непрерывную оценку доли теневой экономики.
Я считаю, такие данные лучше отражают реальный вес стран, чем просто долларовые оценки. Само собой, надо понимать, что идеально точное агрегирование пушек и хлеба с маслом невозможно, никаких идеальных оценок ВВП не существует. Но наиболее точно позволяет сравнить, сколько этих самых пушек и хлеба с маслом страна может произвести, именно оценка по паритету покупательной способности с учетом теневой составляющей. Потому что оружие и еда могут делаться «в тени». Так что это самая репрезентативная оценка из того, что можно придумать.
Итак (смотрим на таблицу), мы видим четыре страны, которые надо рассматривать в первую очередь для того, чтобы понимать, что будет происходить в мире дальше. Я отчасти использовал данные за 2022 год, но, если проанализировать показатели, имеющиеся в открытом доступе, ситуация сейчас значимо не поменялась. Учтем, что в ВВП важна его структура, а банки хлеба с маслом и пушек не делают. Кстати, существуют схемы перевода ВВП из реального сектора в торговлю с целью минимизации налогов.
Вторая таблица сделана с опорой на данные Всемирного банка, МВФ и данные национальной, «местной», статистики стран. Тут надо понимать, что и структуру ВВП идеально оценить невозможно. Тем более способы агрегирования у разных стран разные. И все-таки таблица общую картину отражает.
У Китая и Индии реальный сектор примерно одинаковый, но в Индии огромное по сравнению с остальными странами сельское хозяйство. Россия по структуре ВВП в плане соотношения финансового и реального секторов ближе как раз к ним. C точки зрения реального сектора РФ сопоставима со Штатами, что во многом определило возможности производства снарядов и ракет, которые сейчас демонстрируют Запад и мы в рамках СВО. А реальный сектор США в 2–2,5 раза в ВВП меньше, чем у китайцев и индийцев. У них обширная сфера услуг, огромный финансовый сектор, который занимается финансовыми спекуляциями и ничего не производит. Ни хлеба, ни масла, ни пушек.
«Контролируемая миграция делает Америку сильной и процветающей»
Впереди снижение значимости роли доллара и финансовых услуг
Понимание картины в целом позволяет оценить шаги, которые предпринимают Россия, США и Индия. Что делают Штаты? Мне задолго до нынешнего конфликта по службе (в частности, когда я готовил закон об ипотеке и оценочной деятельности, чтобы у нас в стране была ипотека) доводилось общаться с американскими консалтинговыми «крупняками», с главами больших фирм. По моим субъективным ощущениям, среди них было столько если не бездельников, то таких долдонистых высокооплачиваемых неучей, которые на простейшие вопросы о недвижимости не в состоянии были ответить. При этом получали огромные зарплаты, становившиеся частью американского ВВП.
Такое было возможно в связи с тем, что Штаты могли впаривать свои финансовые услуги силовыми или другими способами, используя монополию, монополярный мир. Впаривать России, почти всей Африке, Латинской Америке и т. д. Но эта «лафа» заканчивается с окончанием однополярного мира, которое большинство экспертов признает. Спекулятивная часть американского ВВП неизбежно будет подрезаться.
Правильную стратегию восстановления реального сектора начинал экс-президент США Дональд Трамп, частично продолжил Джо Байден. Но тогда у американцев встает проблема: если реальный сектор нужно восстанавливать, строить заводы, то где найти работников для этих заводов? Их высокооплачиваемые ребята из финсектора не собираются у конвейера стоять.
Отсюда волны миграции. Обеспечить работниками реальный сектор США, по-видимому, не могут. Экономист Пол Кругман пишет в The New York Times, что контролируемая миграция делает Америку сильной и процветающей, что она необходима, и приводит разные доказательства этого. В западных соцсетях как раз активизировались дискуссии о миграции, о том, что, возможно, Соединенным Штатам выгодно раздувать конфликты и своими финансовыми услугами, советами обеднять некоторые и без того не шикующие страны, разграблять, чтобы потом население последних бежало работать к ним на фабрики, восстанавливать реальный сектор американцев. Но это я так, к слову.
В ситуации перехода от однополярного мира к биполярному миру, а следовательно, к гарантированному снижению значимости роли доллара и финансовых услуг, которые продолжают отнюдь не бесплатно оказываться нашему Центробанку, США реализуют правильную для них стратегию. И для них она ресурсно обеспечена.
«Импорт китайских товаров в Соединенные Штаты будет потихоньку сворачиваться. А Поднебесная в значительной степени богатела за счет того, что получала часть европейских и американских денег»
О чем Китай и Россия не могут договориться
Что из этого следует для блока «Россия — Китай»? Импорт китайских товаров в Соединенные Штаты будет потихоньку сворачиваться. А Поднебесная в значительной степени богатела за счет того, что получала часть европейских и американских денег. Теперь получать перестанет, но на реализацию вроде бы правильной стратегии расширения внутреннего потребления у Китая, как я много раз писал, нет внутренних ресурсов. Плюс страну в рамках деления на полюса отрезают от ресурсов Австралии и Канады, Африки (они, как и Россия, тоже располагают значительными внутренними ресурсами). Но Африка не может быть в стратегическом плане источником ресурсов для Китая, там через 10–15 лет население настолько увеличится, что им самим будет не хватать.
Вот яркий пример того, что для реализации правильной стратегии у китайцев не хватит ресурсов. Вся их энергетика, по сути, выстроена на угле. Они добывают, покупают и используют порядка 4,5 млрд т угля. Это привело не только к проблемам с экологией (а у них уже шахты в среднем глубиной 1,5 км), но и к тому, что теперь добыча угля у них априори не может быть дешевой.
Для России это имеет стратегические последствия. Нашей стране в любом случае придется делиться с миром своими ресурсами. Сидеть просто так и ждать, когда они вырастут в цене, мы не сможем. Но тактика должна быть такой, чтобы делиться было выгодно для нас.
Кстати, на неделе была сделана интереснейшая оценка по Якутии (я ее уточнял у геологов, и они подтвердили): геологически регион обследован всего на 12%. Так быть не должно! Поэтому пилотным регионом в области геологоразведки по металлам новой экономики определена именно Якутия, о чем сообщил министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко пару дней назад.
Повторю, нужно не только исследовать неисследованные ресурсные возможности наши, но и разработать такую стратегию, которая позволила бы их продавать с правильной добавочной стоимостью, учитывая всю цепочку. Скажем, удобрения, полученные с использованием газа, должны быть дороже газа, зерно, выращенное с применением удобрений, — дороже удобрений, качественный продукт из этого зерна — еще дороже и т. д.
Но здесь есть явное противоречие интересов. Например, во всех переговорах о сотрудничестве с Китаем, в которых мне доводилось участвовать (не знаю, есть ли у них такое требование ЦК партии или это негласное правило), выяснялось, что максимальную часть добавленной стоимости они хотят оставлять в КНР. Проектов, которые китайцы профинансировали в России так, чтобы добавленная стоимость в значительной степени оставалась у нас, они не делают. Понять их можно. У них огромное количество рабочих рук, которые надо обеспечивать. Пока сбалансированных решений в данном плане РФ с Китаем добиться не могут, а это нужно обеим странам.
«Для определения места и веса страны в мире должен учитываться и ее ядерный потенциал, так как без обеспеченности таким ресурсом невозможно обеспечить экономический рост»
Ядерное оружие — это «валюта силы»
Если мы проанализируем тактику РФ согласно информации, представленной в таблицах, можно сделать вывод, что нашему государству нужно заниматься «отбеливанием» экономики. Серые деньги быстрее исчезают, проще выводятся из страны. И обычные граждане в этом «отбеливании» экономики заинтересованы. Что для этого сделать? Жизненно необходимо снижение и упрощение налогов, я уже писал.
Что же касается стратегии Европы и того, что недавно целая серия диких европейцев заявила о том, что надо готовиться к войне с Россией, надо понимать, что структура их экономики в принципе такая же, как в США, но с огромной разницей в ресурсном обеспечении. Им стратегически нужно бы делать то же, что делают Штаты, и в Европе на самом деле об этом думают.
Волны миграций туда тоже неслучайны, не просто так там готовы пригреть такое количество людей из других стран. Но пока реальный сектор скукоживается, т. к. европейцев отрезали от российских ресурсов. Думаю, сделали это преднамеренно, и сами европейцы в комментариях к публикациям в их прессе нередко высказывают подобное мнение. Из Африки их вышвыривают (наиболее характерный пример — бегство Франции из Африки). Канадские и австралийские ресурсы для них далеко, да и вряд ли их странам Европы предоставят.
Их скорее получит Индия, стратегия которой заключается в том, чтобы быть большой, сильной балансирующей страной. Причем у индийцев приличная структура экономики, задействована нэповская система управления, так что доля промышленности у них будет расти.
В индийско-канадском издании The Evrasian Times вышла статья, в которой ядерное оружие было названо «валютой силы». Помимо параметров, определяющих место и вес страны в мире, согласно концепции статьи, должен учитываться и ее ядерный потенциал, т. к. без обеспеченности таким ресурсом невозможно обеспечить экономический рост (об этом я тоже много писал). Думаю, важно это и для общих оценок стратегии стран, и использования ядерного оружия как «валюты силы». Для России также вещь стратегически неизбежная.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.